Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН), широко известная как оператор Большого адронного коллайдера (БАК) в Швейцарии, с 1 декабря этого года откажет сотням ученых, связанных с российскими организациями, в доступе к своим объектам. Об этом сообщил журнал Nature. Решение связано с агрессией России против Украины.
По информации издания, с декабря ученые, работающие в связке с российскими институтами, больше не смогут посещать ЦЕРН и должны будут сдать свои французские и швейцарские виды на жительство. Чтобы продолжить работу в лабораториях организации, им придется разорвать сотрудничество с российскими учреждениями и перейти в иностранные научные институты.
При этом ЦЕРН сохранит уже запущенные проекты с участием около 270 сотрудников российского Объединенного института ядерных исследований, которые работают над экспериментами на коллайдере NICA в Дубне.
В феврале 2024 года представитель ЦЕРН Арно Марсолье объявил о том, что более 500 ученых из российских институтов будут отстранены от работы в организации. Среди научных учреждений, сотрудничающих с ЦЕРН, — Курчатовский институт, МГУ, МИФИ, СПбГУ, Томский государственный университет и Новосибирский институт ядерной физики. В общей сложности 1100 специалистов. Решение о прекращении сотрудничества с российскими учеными было принято ЦЕРН еще в ноябре 2022 года в ответ на полномасштабное вторжение России в Украину. Тогда российским ученым дали два года на завершение начатых проектов.
Глава Курчатовского института Михаил Ковальчук назвал решение об отстранении российских ученых «подарком для страны», поскольку многие физики вернутся в Россию. Однако петербургский физик, бывший научный сотрудник СПбГУ Андрей Серяков с этим не согласен.
«Это не надо воспринимать как возвращение мозгов. Есть коллеги, которые вообще не приезжают сюда, удаленно все делают. А есть те, которые весь год сидят. В зависимости от того, какие работы выполняешь», — объясняет он.
Серяков с самого начала вторжения России в Украину выступал против войны. Он был наблюдателем на президентских выборах и присутствовал на похоронах политика Алексея Навального. За политическую позицию Серякова уволили из СПбГУ. По его словам, за этим увольнением, как и за увольнением десятков других сотрудников университета по схожим причинам, стоит указание от ФСБ.
«Наука в России — капут. Наука может строиться только в международной коллаборации. Когда вы можете обмениваться идеями с коллегами из других стран. В изоляции науки быть не может. Это просто выживание», — считает Серяков.
Создать аналог ЦЕРН в России не удастся, потому что для этого нужно привлечь «сто стран со всеми ультрасовременными технологиями, возможностями, компаниями и так далее», уверен приглашенный ЦЕРН российский физик Анатолий Романюк: «То, что российские ученые участвовали в ЦЕРН, позволяло работать на переднем крае современной науки. Более продвинутой организации в области физики высоких энергий нигде нет».
ЦЕРН — крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. В 2008 году она запустила Большой адронный коллайдер — ускоритель, мощностью в тысячу раз превышающий советский. Эксперименты на БАК привели к открытию в 2012 году бозона Хиггса, так называемой «частицы Бога» — последнего недостающего элемента Стандартной модели физики частиц, предсказанного британским физиком-теоретиком Питером Хиггсом в 1964 году.