Попавший под санкции США проект «Арктик СПГ 2» очень важен не только для его основного владельца, Леонида Михельсона и его компании «Новатэк», но и для Владимира Путина. Он должен помочь к 2030 г. утроить экспорт СПГ из России и увеличить ее долю на мировом рынке с 8% до 20%, частично заменить потерянный европейский рынок газа и показать, что экономика остается сильной и важной для мира, несмотря на противодействие Запада. Поэтому в отчаянных попытках найти покупателей и способы вывезти газ из Арктики участвуют и топ-менеджеры «Новатэка», и чиновники.
Представители правительства занимаются поиском рынков сбыта для «Арктик СПГ 2», участвуя в создании теневого флота через сеть компаний, которые должны обеспечить проект СПГ-танкерами и найти тех, кто рискнет их принять, рассказали Bloomberg люди, знакомые с этой стратегией. Руководители же «Новатэка», по их словам, в феврале посетили Мумбаи, где встречались с представителями судоходных компаний. С целью поиска новых клиентов «Новатэк» также открыл офис в Китае.
«Арктик СПГ 2» попал под санкции в ноябре 2023 г. Из-за этого «Новатэк» не смог, как планировал, начать экспорт в начале 2024 г. Усилия по созданию теневого флота начали всерьез предприниматься в марте, сообщает Bloomberg по итогам бесед с почти тремя десятками СПГ-трейдеров, судовых брокеров, представителей компаний. Фирмы, которые владеют или управляют танкерами, регистрируются в Индии и ОАЭ – например, в квартире в Мумбаи и отеле в свободной экономической зоне Дубая. Дубайская Nur Global Shipping, купившая в первом полугодии несколько старых судов, привлекла внимание участников рынка тем, что заплатила более $50 млн за каждый из танкеров, которые в противном случае отправились бы на металлолом, в частности, поскольку не соответствуют современным экологическим требованиям. Через пять фирм Nur приобрела пять судов. Одно из них, Pioneer, в начале августа стало первым танкером, забравшим СПГ с «Арктик СПГ 2».
В общей сложности три танкера уже пять раз загрузили газ на проекте. Но ни одна поставка пока не дошла до покупателей. Два груза танкеры оставили в плавучем хранилище «Саам ПХГ» в Мурманской области. Затем 21-летний танкер Everest Energy, не приспособленный для плавания во льдах, еще раз принял груз на «Арктик СПГ 2» и пошел на восток по Северному морскому пути. При этом разрешения для прохода по нему от «Главсевморпути» танкер не получал.
«Отправка такого старого и плохо приспособленного судна по Северному морскому пути говорит о том, что у „Арктик СПГ 2“ заканчиваются варианты, — говорит Том Марзек-Мансер, директор по газовой аналитике ICIS. — Похоже, для „Арктик СПГ 2“ настали отчаянные времена, раз они прибегают к отчаянным мерам».
Вслед за Everest Energy по такому же маршруту в Азию отправился Asya Energy. Но окно, которое предоставляет таким танкерам погода, закроется уже в конце октября, когда льды станут непроходимыми для танкеров не ледового класса.
Кроме того, вывезти газ с проекта — только часть дела, надо еще найти тех, кто захочет приобрести товар с подсанкционного объекта, доставленный подсанкционным танкером (в черном списке США уже в общей сложности девять СПГ-танкеров, так или иначе связанных с «Арктик СПГ 2»).
«Отказаться от „Арктик СПГ 2“ — это не просто закрыть один проект или отложить его реализацию. Это символ возрождения России», — говорит Малте Хамперт, основатель Арктического института в Вашингтоне. Россия будет развивать сжижение газа, заявил Путин в начале сентября на Восточном экономическом форуме: «Здесь нам пытаются создать проблемы, господин Михельсон знает об этом лучше, чем кто-либо другой… Но будем все равно, несмотря ни на какие сложности, которые нам пытаются создать, все равно будем это делать».