Это если верить наблюдателям – как провластным, так и оппозиционным. Но возникает сразу два вопроса.
Во-первых, зачем договариваться о строительстве только одного промежуточного участка магистрального газопровода «Сила Сибири-2», когда с его выходом на китайскую территорию, к главному целевому потребителю газа, у Путина случился облом? Искать решение проблемы с монголами при нежелании китайцев? Даже для российского президента с его зачастую нелогичным поведением это выглядит бессмыслицей.
Во-вторых, все вопросы, связанные с прокладкой этого газопровода в Монголии, давно решены и согласованы и, если бы не китайцы, началу строительства этого участка ничто не помешало бы. Да, монголы вроде бы не включили этот проект в обновлённую программу развития национальной энергетики на период до 2028 года, но причиной тому стал отказ Китая участвовать в газпромовской затее, а не какой-то «вызов», который они якобы бросили российскому руководителю. Осуждать их за отсутствие российского газопровода в программе будет опять-таки неразумно.
Давайте вспомним, с каким энтузиазмом в Монголии встретили предложение «Газпрома» проложить газовую трубу через эту территорию! Реакция Улан-Батора на все российские предложения по этому проекту была мгновенной и положительной.
Уговаривать их не пришлось.
В декабре 2019 года монгольское правительство подписало с «Газпромом» меморандум о взаимопонимании по проекту, а в январе 2021 года на свет появилась компания специального назначения «Газопровод Союз — Восток», которая с невиданной быстротой провела проектно-изыскательские работы и разработала технико-экономическое обоснование. Начало строительства было намечено на 2024 год, а пуск газопровода в эксплуатацию — на 2027–2028 годы.
Монголы рассчитывали на успех проекта. Вот что в январе 2022 года говорил вице-премьер Сайнбуянгийн Амарсайхан: «Для того чтобы иметь источник природного газа в нашей стране, мы стремимся построить в первую очередь одну-две электростанции, возможно вдоль железной дороги, и новые населенные пункты вдоль газопроводов, создать условия для снабжения их газом для дальнейшего развития и постепенного перехода на потребление газа».
Оставалось, как заявляли в Улан-Баторе, подготовить и подписать трехстороннее соглашение о проекте между Монголией, Россией и Китаем.
И вот здесь возникло главное препятствие. Китайцы раз за разом отказывались обсуждать «Силу Сибири-2», хотя Путин отчаянно уговаривал их на самом высоком уровне. Они считали и считают, что дополнительные поставки газа из России им попросту не нужны, национальный энергетический баланс на десятилетия вперед они сводят без этого газопровода, да и зависимость от Монголии как страны-транзитера их категорически не устраивала.
Монголы, приветствовавшие проект и сделавшие все, что было в их силах, для его продвижения, наверняка обиделись на московских друзей, которые уверяли их в реалистичности «Силы Сибири-2» и заявляли, что китайцы вот-вот согласятся с проектом, поскольку крайне в нем заинтересованы.
Это было не просто введение в заблуждение, но прямой обман.
Примечательно, что Путин во время визита снова попытался убедить монголов, что проект движется вперед, документация якобы проходит государственную экспертизу, идет оценка воздействия будущего газопровода на окружающую среду и так далее.
Поверить этим заверениям монголам трудно. Китайского согласия как не было, так и нет. К тому же и «Газпром», осознавший провал путинской затеи, решил действовать так, будто проекта не существует вообще. В компании больше не рассчитывают на то, что для спасения уже действующей «Силы Сибири» от провала подписанного с китайцами контракта (месторождения Ковыкта и Чаянда не в состоянии обеспечивать оговоренный объем поставок в течение 30 лет) будет проложена газотранспортная магистраль с Ямала, которая пройдёт через Монголию в Китай. К «Силе Сибири» в «Газпроме» решили подключить мощности более близких месторождений — Тас-Юряхского и Верхневилючанского.
Этим компания как бы расписалась в том, что никакую «Силу Сибири-2» ждать не стоит — что бы там ни говорил монголам Путин.
Российский президент посещал Монголию в сентябре 2014 года и, помнится, набор подписанных в тот визит документов был, мягко говоря, не эпохальным, а скорее убогим. Новый визит по результативности немногим лучше старого.
В отсутствие реальных и действенных совместных решений можно считать, что задачей Путина была исключительно демонстрация личной отваги перед лицом его возможного ареста как военного преступника по приговору Международного уголовного суда.