Монгольские власти не стали арестовывать Владимира Путина по ордеру Международного уголовного суда, так как страна находится в энергетической зависимости от России. Об этом в беседе с Politico рассказал представитель правительства Монголии.
«Извините, у нас связаны руки. Монголия импортирует 95% нефтепродуктов и более 20% электроэнергии от наших ближайших соседей. <…> Эти поставки имеют решающее значение для обеспечения нашего существования и существования нашего народа», — объяснил собеседник издания
Монголия всегда придерживалась политики нейтралитета во всех своих дипломатических отношениях, о чем свидетельствуют заявления официальных лиц страны, отметил представитель правительства.
Старший научный сотрудник Института правовых исследований Тамаш Хоффманн считает, что после отказа арестовать Путина Ассамблея стран-участниц МУС может осудить действия Монголии в рамках так называемой процедуры несоблюдения, однако это не нанесет существенный удар по государству. «Серьезных последствий, таких как санкции, для страны, допустившей нарушение, нет», — сказал эксперт.
Владимир Путин прилетел в Монголию 2 сентября. Страна, ратифицировавшая Римский статут МУС, должна была арестовать российского президента, однако этого сделано не было. Международный уголовный суд выдал ордер на арест Путина в 2023 году, обвинив главу государства в незаконной депортации детей с оккупированных территорий Украины. Монголия стала первой страной, признающей Римский статут, которую посетил Путин после выдачи ордера на арест.
По данным Bloomberg, власти Монголии дали гарантии, что Путина не арестуют во время визита. Накануне поездки пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не беспокоятся по этому поводу, поскольку «все аспекты визита тщательно готовились».
В МИД Украины пообещали привлечь Монголию к ответственности после отказа арестовать Путина. «Монголия позволила обвиняемому преступнику избежать правосудия, тем самым разделив ответственность за его военные преступления. Мы будем работать с партнерами над тем, чтобы это имело последствия для Улан-Батора», — написал официальный представитель украинского внешнеполитического ведомства Георгий Тихий в соцсети Х.