В 2023 году три китайских автопроизводителя вошли в топ-10 крупнейших иностранных компаний в России по версии Forbes. Лидером списка стал автоконцерн Chery, чья выручка за год увеличилась в четыре раза и превысила 590 миллиардов рублей. Китайская компания продала на российском рынке более 220 тысяч автомобилей под брендами Chery, Exeed, Omoda, Jaecoo и Jetour.
Помимо Chery, в список вошли еще две китайские компании, производящие легковые автомобили: Great Wall Motor (занявшая 5 место) и Geely Automobile (10 место). По итогам года выручка российского подразделения Great Wall Motor, «Хавейл Мотор Рус», выросла в четыре раза — до 323 миллиардов рублей. Выручка российской «дочки» Geely Automobile, «Джили-Моторс», увеличилась в 3,2 раза, достигнув почти 200 миллиардов рублей.
В топ-50 крупнейших иностранных компаний по выручке вошли 11 предприятий из Китая, что позволило КНР обойти предыдущего лидера — США, представленного семью компаниями. В 2023 году суммарная выручка участников рейтинга Forbes выросла на 31%, превысив 6,7 триллиона рублей, что стало возможным в основном благодаря продажам китайских автопроизводителей на российском рынке.
Ранее крупнейшими иностранными компаниями в России по версии Forbes становились такие фирмы, как торговая сеть Auchan (с 2015 по 2019 годы), автоконцерн Renault (2020 год), табачная компания Philip Morris International (2021 год) и немецкий автопроизводитель Volkswagen Group (2022 год). Однако после начала полномасштабного вторжения России в Украину многие международные компании, включая участников рейтинга Forbes, заявили о намерении сократить операции в России или полностью покинуть рынок, продав свои активы или передав их местному менеджменту.
На данный момент Китай является крупнейшим торговым партнером России. В июне Минфин США пригрозил введением вторичных санкций за финансовые операции с Москвой, что привело к ужесточению проверок транзакций со стороны китайских банков. В ответ Россия начала использовать золото для оплаты товаров из Китая: по данным Reuters, металл сначала доставляют в Гонконг, где его продают, а затем наличные кладут на счета в местных банках.
Тем временем крупные китайские государственные банки массово закрывают транзакции с Россией, что привело к задержкам платежей. По данным Центробанка, масштабы этих задержек могут исчисляться десятками миллиардов долларов. Например, в прошлом году, когда проблем с платежами было значительно меньше, за январь–июнь бизнес накопил $21,4 миллиарда «иностранных активов». В этом году за тот же период суммы, остающиеся за границей, выросли на 108%, достигнув $44,6 миллиарда. Общую сумму экспортных доходов экономики за первые шесть месяцев ЦБ оценил в $239 миллиардов.
В середине августа в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) предупредили, что цены на китайские автомобили в России в сентябре вырастут на 10%. Это связано с возникшими из-за санкций проблемами при переводе денежных средств из РФ в Китай. В организации отметили, что сейчас платежи идут в КНР полтора — два месяца, а некоторые возвращаются обратно, что резко увеличивает себестоимость доставки. «Мы работали с четырьмя крупными китайскими банками и одним российским. Везде тормозятся платежи. <…> Автодилеры не могут оплатить заказы на автомобили и поставки запчастей», — объяснил президент РОАД Алексей Подщеколдин.
В 2023 году около 50% всех новых автомобилей, проданных в России, составили машины китайского производства. Продукция АвтоВАЗа заняла второе место по популярности с долей около трети рынка, а оставшуюся часть поделили другие российские марки и модели производителей, ушедших с российского рынка. При этом в декабре доля китайских автомобилей среди всех проданных машин превысила 60% (119,45 тыс. авто), и восемь из десяти самых популярных марок оказались китайскими. В то же время доля АвтоВАЗа, напротив, сократилась до 28,5%, согласно данным «Автостата». В целом за 2023 год Китай поставил в Россию около 800 тыс. автомобилей, что в пять раз больше по сравнению с 2022 годом.