В экономике может произойти практически все что угодно — такой вывод можно сделать из представленного Центробанком проекта доклада о направлениях денежно-кредитной политики на следующие три года. ЦБ представил четыре сценария: базовый, наиболее вероятный; «дезинфляционный», позитивный; два негативных — «проинфляционный» и кризисный.
Каждый из них предполагает сохранение двузначной ключевой ставки еще как минимум два года. Такого длительного периода высоких ставок не было с конца нулевых, когда ставка (тогда — рефинансирования) впервые опустилась ниже 10%.
Базовый сценарий повторяет прогноз, сделанный в конце июля: жесткая политика ЦБ с высокими ставками, а также два года инвестиционного бума принесут плоды — спрос замедлится, предложение товаров и услуг вырастет и инфляция к концу 2025 г. вернется к цели 4% (прогноз ЦБ — 4–4,5%). Если реальность не отклонится от сценария, то ЦБ сможет в следующем году снижать ключевую ставку — она прогнозируется в среднем 14–16%.
«Дезинфляционный» сценарий (выше потенциал) предполагает, что эффект от высокой ставки и огромных инвестиций превысит ожидания ЦБ, в том числе вырастет производительность в экономике. Это позволит сильнее расширить предложение, и его рост полностью покроет повышенный внутренний спрос. Это снизило бы инфляционное давление и позволило бы ЦБ раньше перейти к снижению ставки — она тогда составит в среднем 12–14% в 2025 г.
Это, скорее, надежды: последний год события развиваются по другому сценарию, похожему на «проинфляционный». ЦБ это признает. Он «видит потенциальные возможности» для реализации «дезинфляционного» сценария, но более вероятным ему представляется «проинфляционный» (выше спрос).
В этом сценарии предполагается более высокая доля расходов бюджета, приходящаяся на льготные программы кредитования. В частности, это будет вносить существенный вклад в расширение совокупного спроса. Высокий спрос, наблюдавшийся во второй половине 2023 г., будет устойчивым и сохранится в 2025 году. Из-за этого сохранится повышенный спрос на производственные факторы, и компании в борьбе за сотрудников продолжат повышать зарплаты. Кроме того, в рамках усиления протекционистской политики и с целью стимулирования импортозамещения будут вводиться тарифы на импортные товары и услуги, что на фоне санкционных ограничений приведет к удорожанию и дефициту импорта. Следствием станет постепенное переключению на отечественные товары и услуги. Удовлетворить этот спрос не получится, инфляционное давление будет «существенно нарастать». ЦБ, конечно, будет сопротивляться — средняя ключевая ставка будет 16–18%, но цели по инфляции не достигнет: она прогнозируется в диапазоне 5–5,5%.
В «рисковом» сценарии ЦБ собирает «весь комплекс неблагоприятных внешних условий», поэтому его второе название «глобальный кризис». Высокие процентные ставки и накопившиеся дисбалансы на финансовых рынках приводят к финансовому кризису в мире. Он происходит в условиях разделения стран на региональные блоки, что подливает масло в огонь. Ускоряется деглобализация, реализуется риск ухудшения отношений между Китаем и США. Для России это означает падение цен на сырье ($55 за баррель в 2025 году и $45 в 2026 г.), усиление санкционного давления на экспорт и расширение дисконта на российские товары. Это сценарий полноценного кризиса: ВВП в 2025 г. падает на 3–4%, экспорт — на 8–10%, а импорт — на 16,5–18,5%, ключевая ставка превышает 20% (20–22% в среднем за год), но инфляция выходит из-под контроля и составляет 13–15%.
Впрочем, вероятность реализации такого развития событий по сравнению с прошлым годом снизилась, успокаивает ЦБ.