Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Конец наших интеграций, или Важнейшая задача свободного мира

Искрометными заявлениями славится зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, но у него иногда бывают вдруг внезапные провалы в искрометной деятельности. Тогда его успешно заменяет главный союзник РФ Александр Лукашенко.
На наших глазах происходят похороны интеграционных процессов на территории бывшего СССР
На наших глазах происходят похороны интеграционных процессов на территории бывшего СССР Снимок экрана

Самым запомнившимся его высказыванием за последнее время стало рассуждение о политике Армении:

«Ну, что это за политика?! Кому армяне нужны, кроме нас? Никому они не нужны… Какая Франция? Какой Макрон? Завтра Макрона не будет, и все забудут про эту Армению».

В ответ в Ереване протестующие закидали белорусское посольство картошкой и яйцами, а в МИДе Казахстана (о нем Александр Лукашенко также не смог промолчать) провели беседу с белорусским послом.

За этими вроде бы не слишком значимыми событиями скрывается резкое нарастание напряжённости между Россией и союзниками — в той же Армении выразили крайнее недовольство и недавними комментариями министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о ситуации в Закавказье. И партнёров можно понять: когда в первой половине 2010-х Москва выстраивала «евразийские союзы», подкупая их потенциальных членов кредитами и перспективами участия в большом и едином экономическом пространстве, ситуация выглядела очень отличной от нынешней. Тогда считавшаяся европейской Россия собрала вокруг себя не имевшихвыхода к морям союзников (подробнее см.: Иноземцев, Владислав. «Утраченные ориентиры» в: СНОБ, 2014, № 11, сс. 104–109), позиционируя себя не только в качестве мощной экономики, но даже и «моста в Европу», не говоря уже о качествах военного защитника.

Сегодня, десять лет спустя, все привлекательные черты России утрачены.

Во-первых, Москва ввязалась в большую европейскую войну, в последнее время перекинувшуюся на её территорию. Хотя она и не именуется войной официально, Устав ОДКБ содержит отсылку к возможности «коллективной защиты в […] случаях возникновения угрозы безопасности, стабильности, и территориальной целостности» стран-членов. Россия, конечно, не собирается обращаться к Кыргызстану или Таджикистану за защитой, но новая ситуация выглядит как минимум источником напряжённости. Я не говорю о том, что если НАТО сомневается в возможности принятия в свои ряды Украины из-за неурегулированности её территориальных границ, то и пребывание России, способной потерять часть «субъектов федерации», в интеграционных военно-политических объединениях становится риском для остальных их членов. Да и сомнения в том, является ли Москва, закупающаяся дронами и ракетами в Иране, а снарядами в КНДР, адекватным партнёром по военно-техническому сотрудничеству, тоже маячат на горизонте.

Во-вторых, с экономической точки зрения проблем ещё больше. Россия, конечно, очень поспособствовала хозяйственному росту стран СНГ бегством огромного количества собственных граждан, в результате чего темп прироста ВВП в ряде постсоветских стран удвоился в 2023 г. — но в то же время членство в евразийских объединениях сейчас стало крайне подозрительным. Западные партнеры небезосновательно полагают, что любая поставка товаров в данные страны — это скрытый экспорт в Россию (та же Армения стала отгружать нам в десятки раз больше продукции, которую никогда не производила). Поэтому простое выполнение условий Евразийского Союза с его единым таможенным пространством если не сейчас, то в будущем станет достаточной причиной для санкционного давления со стороны Запада. Стоит добавить, что главное преимущество России — её статус важнейшей транзитной страны — обнуляется на глазах по мере того как Китай строит пути в обход её территории, Москва блокирует трубопроводные поставки под надуманными предлогами, а Запад отказывается оформлять транзит через территорию России.

В-третьих, за последнее время существенно изменилась и роль России в сотрудничестве со партнерами по миграционному «треку». В годы «запуска» евразийской интеграции Россия была важнейшим направлением трудовой миграции из Центральной Азии (переводы гастарбайтеров превышали 40% ВВП того же Таджикистана). С началом войны Москва стала рассматривать переселенцев как вероятный мобилизационный ресурс, пытаясь вербовать их в армию. Кроме того, рост угрозы исламского терроризма вызывает всплеск преследований выходцев из южных республик: после теракта в «Крокусе» из России уехало не менее ста тысяч таджиков и граждан других стран региона. Трудовая миграция из Центральной Азии, когда-то выступавшая важнейшим стержнем постсоветской интеграции, сегодня разворачивается в направлении Турции и стран Ближнего Востока, и этому тренду Москве противопоставить совершенно нечего.

Все эти обстоятельства (не говоря уже о резком усилении роли Китая в Центральной Азии и Турции в Закавказье) и вызывают в Москве и вокруг неё приступы истерии, подобные тем, которые мы видели на прошлой неделе. Россия за последние годы стала наиболее подверженной санкциям страной в мире и главным глобальным изгоем — а подобные державы не могут быть центрами интеграционных объединений. Поэтому структуры, созданные Москвой на постсоветском пространстве с начала 2000-х годов, в самое ближайшее время начнут попросту разваливаться. Армения de facto уже вышла из ОДКБ и наращивает сотрудничество с ЕС, условием которого рано или поздно станет выход из Евразийского Союза.

Казахстан, хотя часто повторяет свою мантру, что не собирается неизбирательно следовать санкционной политике, тем не менее работает с Россией всё более осторожно и относится к действиям Москвы с растущей подозрительностью. Кыргызстан с каждым днем ужесточает требования к экспортно-импортным операциям — а ни для кого не секрет, что он был главным посредником в полулегальном экспорте китайских товаров в Россию долгие годы.

Западу стоит максимально внимательно отнестись ко всем этим процессам. Кремль вложил много сил в постсоветскую интеграцию — и развал этого изначально безнадежного проекта может оказать на него никак не меньшее влияние, чем поражение в Украине. Война, начатая в 2022 г., во многом стала возможной из-за того, что Владимир Путин считал надежным свой тыл, полагая, что для восстановления империи ему нужен только Киев.

И поэтому подрыв евразийского проекта должен стать важнейшей задачей свободного мира — задачей, решение которой может принести ему максимум выгод при минимуме затрат.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку