Схема была хитроумной. Эти суда — Pioneer и Asya Energy — притворялись «невидимками», поскольку электронная система, регистрирующая их местонахождение, показывала всему миру, что находятся они в момент загрузки не в Обской губе около терминала, а совсем в других районах Мирового океана.
Засечь их присутствие у берега Гыдана смогли только по спутниковым снимкам.
Но это не все. Одновременно в той же акватории странные маневры совершали другие суда-газовозы, которые притворялись, будто должны загрузиться в порту Сабетта на противоположном берегу Обской губы, откуда на экспорт отправляется продукция проекта «Ямал-СПГ», не находящегося под санкциями. Не дойдя до Сабетты, эти газовозы развернулись и отправились в обратный путь пустыми.
А дальше случилось чудо! К портам конечного назначения они пошли, как вдруг выяснилось, с грузом. Наблюдатели не без основания решили, что Pioneer и Asya Energy сыграли роль «челноков», с которых в море был перевален контрабандный груз «Арктик СПГ-2» на вполне легальные суда-перевозчики, которые транспортировали якобы вполне легальный груз с легального проекта. «Просто ярлычок переклеили»…
Казалось бы, притворная махинация должна была сработать. Да, американские санкции против газовозов арктического класса, которые должны были обслуживать «Арктик СПГ-2», сделали невозможным использование этих судов и поставили под угрозу коммерческий смысл всего проекта. Смонтированная у берегов Гыдана первая технологическая линия по сжижению газа была готова к работе еще 1 декабря прошлого года, но простаивала из-за отсутствия попавших под санкции газовозов.
Когда же к 1 августа Обская губа практически полностью очистилась ото льда, в «Новатэке» решили, что вывозить СПГ в летних условиях можно и обычными газовозами, а не судами в арктическом исполнении. На рынке газовозов вдруг появились мало кому известные покупатели судов, уже побывавших в эксплуатации, и возник целый «теневой» флот таких плавсредств, который, как заподозрили наблюдатели, имел одну цель — спасти от провала «Арктик СПГ-2», то есть дать ему возможность экспортировать газ хотя бы в период трехмесячной летней навигации.
Вдохновленные своими замыслами, менеджеры компании отбуксировали туда и вторую линию, смонтированную из модулей китайского производства на сборочном предприятии в Мурманске. После относительно короткого периода доводки и наладки этой линии проектная мощность завода должна составить более 13 млн тонн в год. Третью из запланированных технологических линий решили пока не строить: официальный срок ввода ее в эксплуатацию сдвинут с 2026 на 2028 год.
Хитроумный план не сработал. Санкции обойти не удалось. Американцы отреагировали быстро, и в конце августа, когда на свет появился новый список из 400 физических и юридических лиц, подвергающихся санкциям из-за войны, развязанной Россией на украинской земле, в него попала целая флотилия из газовозов подозрительного предназначения: Asya Energy, Everest Energy, North Air, North Mountain, North Sky, North Way, Pioneer, а заодно и компании-владельцы этих судов.
Теперь эти газовозы не смогут обслуживать не только запретный проект «Арктик СПГ-2», но и «Ямал-СПГ», на который санкции пока не распространяются.
Можно уверенно сказать, что планы России по расширению производства сжиженного природного газа (предполагалось, что к 2035–2040 году доля российского СПГ на рынке вырастет с 8% до 30–40%) полностью провалены. Американцы не поскупились на санкции против этого направления развития российской газовой промышленности.
На этот момент под запретом оказался не только готовый уже на две трети проект «Арктик СПГ-2», но и проекты, которые далеки пока до осуществления. Это и газпромовский завод в Усть-Луге на Балтике, и находящийся на стадии голой идеи замысел производства СПГ в Якутии. «Новатэк» не сможет запустить проекты «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-2», а также завод СПГ в Мурманске. Более того, санкции ударили по узлам перевалки СПГ в Мурманске и на Камчатке («Новатэк» поставил там по плавучей базе хранения и перевалки газа, и теперь их использование невозможно). Американский запрет на сотрудничество коснулся и созданного «Новатэк» предприятия в Мурманске, которое должно было монтировать технологические линии для будущих арктических проектов.
Американцы не спешат с реальными санкциями против нефтяного экспорта России, поскольку понимают, что исчезновение этих объемов нефти с рынка приведет к дефициту и вызовет быстрый рост цен на энергоносители. Однако ситуация на рынке СПГ никакого опасения не вызывает, и введенные против России ограничения никак не повлияют на мировой газовый баланс.
Новые попытки обхода санкций, как показывает провал уловок «Новатэка», будут пресекаться в зародыше.