Четвертая по объемам добычи и первая по объему наличных на счетах нефтяная компания России — «Сургутнефтегаз» — решила не публиковать подавляющее большинство финансовых показателей.
В отчете по российским стандартам (РСБУ) за первое полугодие из 62 строк «Сургутнефтегаз» заполнил только 10, а остальные оставил пустыми, следует из документа, опубликованного компанией 5 августа.
В частности, «Сургутнефтегаз» не раскрывает выручку, себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы, а также доходы от «дочерних» предприятий. Под грифом секретно оказались имеющиеся у компании долгосрочные и краткосрочные займы, объем активов, запасы наличных и даже уставный капитал.
Из результатов деятельности «Сургутнефтегаз» сообщил лишь данные по прибыли: чистая прибыль компании за полгода рухнула в 6 раз, до 139,9 млрд рублей, а прибыль до налогообложения составила 168,7 млрд рублей и также снизилась шестикратно.
Из отчетности следует, что втором квартале «Сургутнефтегаз» получил убыток в размере 129,9 млрд рублей, однако понять, какие факторы на него повлияли, из представленных цифр невозможно, отмечает аналитик «Альфа-инвестиций» Игорь Галактионов: «Компания засекретила все данные, кроме обобщённых цифр: активы, пассивы, прибыль».
Добывающий каждый десятый баррель в России и десятилетиями скрывающий своих владельцев, «Сургутнефтегаз» остается самой загадочной компанией в российском энергосекторе. Не имея существенного долга и не инвестируя в приобретения, «Сургутнефтегаз» годами копил на счетах валюту и к началу войны имел в резервах около $50 млрд — сумму, сопоставимую с золотовалютными резервами крупных стран ($53 млрд у ЮАР, $46,2 млрд у Кувейта).
По расчетам «Интерфакса», с начала 2022 года эта «денежная подушка» выросла на 1,54 трлн рублей и на конец первого квартала 2024 года составляла 5,83 трлн рублей.