Вопросы безопасности Курской области, где более 90 населенных пунктов и 1200 кв км территории оказались под контролем армии Украины, являются проблемой силовых структур. Об этом президент России Владимир Путин заявил в четверг в ходе совещания по ситуации в приграничье.
«Что касается вопросов безопасности, это проблемы, которые лежат в зоне ответственности силовых структур», — сказал Путин, обращаясь к губернаторам Курской, Белгородской и Брянской областей, а также членам правительства.
«Надеюсь, что <…> взаимодействие между местными, региональными органами власти, правительством, силовыми ведомствами налажено, и это тоже сыграет свою положительную роль в достижении тех целей, которые у нас здесь стоят», — добавил президент.
На предыдущем аналогичном совещании, состоявшемся 12 августа, Путин требовал «выдавить противника» с российских территорий, обвинял Запад в случившемся, а также обещал дать «достойный ответ» ВСУ. За прошедшие с тех пор 10 дней украинские военные как минимум в полтора раза увеличили подконтрольную территорию в Курской области: на 12 августа ее оценивали в 800 кв км, а 20 августа главком ВСУ заявил уже о 1263 кв км.
После взрыва мостов через реку Сейм под украинским контролем может оказаться еще около 570 кв км, а кроме того, не менее 3 тысяч российских солдат находятся под угрозой окружения, писал Bild.
Атака ВСУ на Курскую область, ставшая крупнейшим вторжением иностранной армии на российскую территорию со Второй мировой войны, повергла российское руководство в шок и заставила Путина «нервничать, рассказывали ранее источники The Moscow Times из числа действующих чиновников Кремля правительства.
По словам одного из них, настолько мрачным Путина не видели с осени 2022 года, когда российская армия была вынуждена оставить Херсон. Курский провал может негативно сказать на карьере главы Генштаба Валерия Герасимова, говорил другой источник The Moscow Times. По данным Bloomberg, Герасимов знал о подготовке вторжения от разведки, но проигнорировал информацию и не стал докладывать о ней президенту.
На прошлой неделе Путин поручил своему бывшему личному телохранителю, секретарю Госсовета Алексею Дюмину координировать действия силовиков под Курском, куда Минобороны экстренно перебрасывает срочников, в том числе из Московского и Ленинградского военных округов. Назначение Дюмина связано с тем, что после курского фиаско Путин больше не доверяет Генштабу и в кризисной ситуации полагается только на тех, кто предан ему лично, объяснял источник «Важных историй», близкий к Минобороны.
Самоустранение в кризисные периоды не является чем-то необычным для Путина, отмечает Марк Галеотти, аналитик британского Royal United Services Institute. Похожим образом, заперевшись в своей резиденции, Путин вел себя во время вспышки Covid-19, напоминает он. Это характерная черта российского президента: когда возникают действительно сложные вызовы, они становятся проблемой кого-то другого, но не Путина, считает Галеотти.