Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российские власти добивают импорт дешевых автомобилей из «дружественных» стран

Способов ввезти дешевый автомобиль скоро не останется
Способов ввезти дешевый автомобиль скоро не останется Пелагия Тихонова / Агентство «Москва»

Пока правительство рассматривает проект постановления о резком повышении утилизационного сбора с 1 октября, продавцы и покупатели автомобилей выясняют, что оно несет в себе еще несколько неприятных сюрпризов для тех, кто надеялся привезти себе иномарку с дисконтом.

Документ, подготовленный Минпромторгом, предполагает повышение ставок утильсбора на новые автомобили с двигателем от 1 до 2 л с 300 600 рублей до 556 000 руб., а на такие же старше трех лет — с 528 000 до 978 000 рублей. На автомобили с двигателем 2–3 л ставки поднимутся с 844 000 руб. до 1,562 млн рублей и с 1,279 млн рублей до 2,366 млн руб. соответственно. Повышение коснется автомобилей, ввозимых юрлицами, а физлица сохранят право ввозить автомобили для личного пользования с двигателем объемом до 3 литров по льготной ставке сбора — она повышаться не будет, обещал Минпромторг. Он сейчас составляет 3400 руб. за новый автомобиль и 5200 руб. за машину с пробегом. Пока у граждан России есть право ввезти один автомобиль в течение года с уплатой льготного утилизационного сбора (и при условии, что он остается в собственности 12 месяцев — иначе придется доплатить сбор до полной ставки).

Но есть нюансы. Проект постановления предусматривает, что с 1 октября при ввозе автомобилей, растаможенных в странах Евразийского союза (ЕАЭС) — Беларуси, Армении, Казахстане и Кыргызстане — заплатить льготный сбор можно будет только в случае, если автомобиль до продажи гражданину России находился на территории страны ЕАЭС не менее 12 месяцев после таможенного оформления.

Еще один сюрприз из документа — отмена льготного утильсбора для физлиц при ввозе любых электромобилей с 1 января 2025 г. С этой даты ставки сбора для них предлагается повысить с 32 000 рублей до 667 400 рублей на новые и с 122 000 рублей до 1,174 млн рублей на машины старше трех лет. Электромобили уже нельзя растаможить через страны ЕАЭС, во многих из которых действуют льготы, — с апреля это можно только через Россию.

Таким образом российские власти могут почти окончательно перекрыть физлицам возможность экономить на растаможивании автомобиля. Юрлица лишились этой возможности еще 1 апреля, когда начал действовать новый порядок уплаты утильсбора, по которому в него включались доплаты за заниженную стоимость автомобиля, разницу в таможенных сборах, НДС, акцизе и других платежах между Россией и странами ЕАЭС. Участники рынка признают, что ввоз через Казахстан, Армению и Беларусь позволял экономить на растаможке от сотен тысяч до миллионов рублей. Таможня Кыргызстана позволяла занижать таможенную стоимость автомобилей — местные брокеры в разговоре с The Moscow Times признавались, что более половины автомобилей растаможивалась там за 40–50% от реальной стоимости.

Теперь в расчете утильсбора учитывается средняя стоимость автомобиля по списку Минпромторга. Кроме того, в странах ЕАЭС можно было выгадать и на ставках пошлины, НДС, акцизе. В результате, по подсчетам таможенных брокеров, за растаможенный в Кыргызстане китайский кроссовер Geely Monjaro доплата превысила 2,5 млн руб. При поставках через официального импортера он стоит около 4,6 млн рублей, а при оформлении через Кыргызстан мог обойтись в 2,1–2,3 миллиона.

Теперь гражданам, купившим автомобиль в ЕАЭС для личного пользования, придется платить столько же, сколько и бизнесменам. Это сделает более сложной покупку в Армении иномарок, прибывших через Грузию с аукционов США, в Казахстане и Кыргызстане — машин из Китая по более низким ценам, чем в салонах российских автодилеров, а в Беларуси — иномарок из Европы.

«Ассортимент снизится, ведь посредникам из этих стран нужно будет год держать у себя автомобиль, ввезенный на местного жителя, перед тем как продать его россиянину. Наверняка тут останутся какие-то единичные, нишевые истории с машинами, которые невозможно как хочется купить», — рассказывает автодилер, работающий с машинами из Армении. Кроме того, напоминает он, будет перекрыта популярная схема перепродажи в России автомобилей, оформленных в Беларуси на льготников, — с 50%-ной скидкой по таможенным платежам.

Будет меньше возможности купить не просто более дешевый автомобиль, а в принципе купить автомобиль, потому что льготный утиль теперь можно платить только при растаможке иномарки «в лоб» на Россию, а российским гражданам далеко не все автомобили продают, говорит менеджер российской компании по продаже автомобилей с пробегом. Мало того, что санкции действуют фактически на всю автотехнику из США, на автомобили дороже 50 000 евро из Европы и Южной Кореи, на автомобили с двигателями от 1,6 литра из Японии, так еще многие продавцы в принципе отказываются иметь дело с россиянами — от греха подальше, объясняет он.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку