Сыновья двух крупных российских бизнесменов, Вадима Мошковича и Петра Авена, работают в американском венчурном фонде 8VC, выяснил Forbes. Он, в частности, инвестирует в компании, выполняющие заказы для Министерства обороны США и НАТО.
8VC взял на работу Джека Мошковича в 2018 г. аналитиком после того, как тот закончил Стэнфордский университет; его отец, основатель агропромышленного конгломерата «Русагро», попал под западные санкции вскоре после развязанной Владимиром Путины войны против Украины. Летом 2024 г. Джек Мошкович получил постоянный вид на жительство в США.
Денис Авен, сын сооснователя «Альфа-групп» и британской LetterOne, начал работать в фонде в 2022 г., когда его отец уже находился под санкциями ЕС и Великобритании; США включили Петра Авена в черный список только в 2023 г. Денис Авен закончил Йельский университет, получил степень MBA в Гарварде. По информации управляющего партнера и сооснователя 8VC Джо Лонсдейла, его наняли, узнав, что один фонд прямых инвестиций, испугавшись санкций против его отца, отказал Денису в приеме на работу.
8VC инвестирует в широкий круг секторов, в том числе в компании, работающие в оборонной сфере. В их числе технологические компании Palantir, сооснователем которой является Лонсдейл, и Anduril, имеющие миллиардные контракты с Пентагоном; «единороги» (стартапы стоимостью от $1 млрд) Saronic и Epirus, которые занимаются, соответственно, производством морских беспилотников и разработкой систем противодействия дронам. Кроме того, 8VC вместе с Инновационным фондом НАТО вложился в британского производителя передовых композитных материалов iCOMAT.
В ответ на запрос Forbes Лонсдейл опубликовал большой пост в Х, где назвал Мошковича-младшего «суперзвездой», а Авена «талантливым» сотрудником. Он подчеркнул, что фонд строго следует закону и регулирующим нормам, но твердо заявил: «Мне повезло жить в величайшей стране мира, и она останется таковой, если мы сможем продолжать работать с самыми талантливыми людьми всех национальностей, включая, да, китайцев, русских, израильтян и т. д., не демонизируя людей за воображаемые вещи, которых они не совершали». Лонсдейл добавил про сыновей олигархов:
Мы не получали никаких денег ни от их отцов, ни от друзей их отцов, да нам они и не нужны.
Лонсдейла поддержал Палмер Лаки, основатель компании Anduril, в которую инвестирует 8VC и которая занимается оборонными технологиями в сфере автономных систем, заметив: «Да как мы смеем забирать у диктатуры лучших людей!»
Судя по информации 8VC и профилям Джека Мошковича и Дениса Авена в LinkedIn, их работа в фонде не связана с оборонным сектором. Так, Мошкович сейчас специализируется на первых раундах инвестиций, в том числе в компании, занимающиеся искусственным интеллектом и программным обеспечением.
Петр Авен и Вадим Мошкович участвовали во встрече 37 бизнесменов и топ-менеджеров частных и государственных компаний с Путиным в день начала войны, 24 февраля 2024 г. Путин тогда назвал вторжение «вынужденной мерой» и призвал бизнес «солидарно работать с правительством в поисках инструментов, которые бы поддерживали производство, экономику, рабочие места, но исходили из тех реалий, которые складываются».
Авен неоднократно заявлял, что не близок к Путину, а во встречах с ним участвовал потому, что руководителям крупных компаний приходится это делать. Лонсдейл тоже подчеркнул этот факт, отметив: «Если вы бизнесмен в России и ее лидер зовет вас на встречу, вы идете, вне зависимости от своих взглядов». В июле адвокат Авена заявил в британском суде, что по своим личным взглядам бизнесмен попадает в «позицию оппозиции действующему [российскому] режиму».
Мошкович также заявлял, что не приближен к Путину и что политикой не занимается. В июне он перестал оспаривать санкции, введенные против него Евросоюзом.