Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Цена нового российского кукурузника оказалась втрое выше обещанной

Kirill Borisenko (CC BY-SA 4.0)

Стоимость легкого многоцелевого самолета «Байкал» (ЛМС-901), который должен заменить устаревший советский «кукурузник» Ан-2, выросла со 120 млн до 455 млн рублей за пять лет, пишет РБК. При этом новинка еще не готова. Первая поставка из пяти «Байкалов» для гражданской авиации на Дальнем Востоке ожидается в 2025 году. 

С этого же момента стоимость самолета будет повышаться каждый год примерно на 4% и к 2032 году достигнет 587 млн рублей, следует из письма Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) потенциальным эксплуатантам борта. ГТЛК предлагает передавать «Байкалы» в лизинг на десять лет. В 2025 году ставка финансовой аренды для одного самолета составит 5,4 млн рублей в месяц.

Лизингодатель спросил у авиакомпаний, кто из них готов заказать «Байкалы» с учетом озвученных цен, а «в случае незаинтересованности» из-за «высокого размера лизингового платежа» сообщить, какая ставка была бы для них приемлемой.

Изначально в условиях конкурса Минпромторга на разработку такого самолета в 2019 году было указано, что его цена не должна была превышать 120 млн рублей. Осенью прошлого года она увеличилась до 178 млн. Вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев заявлял, что это поставило под угрозу реализацию программы строительства самолета. Он поручил ВЭБ провести проверку и представить предложения по снижению цены борта.

Комментируя новую цифру в 455 млн рублей, представитель вице-премьера заявила, что стоимость «Байкала» скорректирована «с учетом доработки для эксплуатации в условиях ДФО»: среди прочего в сумму включили возможность выполнения полетов по приборам, автоматическое управление и бортовую систему предупреждения столкновений. Кроме того, рассматривается замена иностранных комплектующих российскими аналогами. Сейчас в «Байкале» используются импортные турбовинтовой двигатель, воздушный винт и различное бортовое оборудование. Стоимость же базовой версии самолета с минимальным набором технических средств составляет 151 млн рублей в ценах 2023 года, добавила она.

Источник в Минпромторге уточнил, что суммы, указанные в письме ГТЛК, — приблизительные, так как «Байкалы» еще даже не созданы. По его словам, базовая версия самолета будет стоить в пределах 200 млн рублей.

Производителем «Байкала» является Уральский завод гражданский авиации (УЗГА). Представитель предприятия заявил, что не видит ничего экстраординарного в троекратном подорожании самолета, поскольку «эскалация цены — это общемировая практика в авиастроении».

По его словам, перерасчет стоимости производится ежегодно «с применением официальных прогнозных индексов-дефляторов, установленных Минэкономразвития», учитываются и другие факторы, например, «непропорциональный рост цен на покупные комплектующие изделия и материалы».

Первые десять «Байкалов» получит компания «Аврора»: по пять в 2025 и 2026 годах. Исполнителем этого инвестпроекта является ГТЛК. Обе поставки оценивались примерно в 1,4 млрд — по 275,8 млн рублей за самолет в 2025-м, и по 286,9 млн рублей в 2026-м годах. Кроме этого, на Восточном экономическом форуме в прошлом году стороны договорились о предварительной поставке 95 «Байкалов» в 2026–2030 годах. Пересмотр цены по уже подписанному договору проводиться не будет, сообщили в УЗГА.

Согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России, всего с 2025 по 2030 годы планируется поставить перевозчикам 139 «Байкалов», хотя изначально речь шла о 154.

ЛМС-901 «Байкал» предназначен для гражданских перевозок и выполнения широкого спектра авиационных работ. Самолет оснащен одним турбовинтовым двигателем, вмещает девять пассажиров или две тонны груза. «Байкал» способен летать на расстояние до трех тысяч километров, может эксплуатироваться на грунтовых взлетно-посадочных полосах, а также использовать лыжное или поплавковое шасси.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку