Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

США планируют разделить Google за монополизацию рынка интернет-поиска и рекламы

Pawel Czerwinski / unsplash

Антимонопольные власти США рассматривают возможность принудить Google выделить в отдельные компании некоторые из его самых успешных сервисов, такие как интернет-браузер Chrome, операционную систему Android и систему контекстной рекламы AdWords. В случае успеха это будет первое за 40 лет разделение ведущей американской компании, обвиненной в монополизации рынка.

5 августа судья Амит Мехта вынес решение по иску Министерства юстиции о том, что Google (подразделение компании Alphabet) незаконно монополизировал рынки онлайн-поиска и текстовых объявлений. Google намерен подать апелляцию, но Мехта дал указание сторонам процесса готовиться к следующему этапу рассмотрения дела, где будут анализироваться предложения правительства по восстановлению конкуренции.

После этого в Министерстве юстиции стали активно рассматривать возможность вынесения требования о разделении Google, сообщает Bloomberg со ссылкой на людей, знакомых с позицией ведомства. Эту меру либо ее менее жесткие варианты антимонопольные юристы министерства рассматривают в том числе как превентивную – чтобы не дать Google получить доминирующее положение на рынке продуктов с искусственным интеллектом (ИИ). По словам источников Bloomberg, Минюст, проконсультировавшись с конкурентами Google, может попытаться запретить ему принуждать сайты разрешать использовать их контент для ИИ-продуктов Google в обмен на их появление в результатах поиска.

Наиболее активно в Минюсте обсуждают идею выделения в отдельную компанию операционной системы Android, которая используется примерно на 2,5 млрд устройств по всему миру. Судья Мехта постановил, что Google требует от производителей устройств подписывать эксклюзивные соглашения, которые ограничивают возможности конкурентов. В частности, поисковый виджет Google и браузер Chrome должны устанавливаться на устройствах таким образом, чтобы их нельзя было удалить. В обмен Google дает производителям устройств доступ к почтовому сервису Gmail и магазину приложений Google Play.

Google заплатил компаниям $26 млрд (из них $20 млрд – Apple) за то, чтобы его поисковая система использовалась по умолчанию на устройствах и в браузерах. Лишить Google его браузера Chrome – еще одна идея Минюста.

Также антимонопольный орган хочет поколебать позиции Google на рынке онлайн-рекламы, которая в 2020 г. принесла компании две трети совокупной выручки, или более $100 млрд. Если Министерство юстиции не потребует от Google продать сервис контекстной рекламы AdWords (теперь называется Google Ads), оно может потребовать обеспечить его совместимость с другими поисковыми системами, говорят источники Bloomberg.

Дело против Google – крупнейшее антимонопольное дело против ведущей американской компании за последние четверть века. В 1998 г. власти США подали иск против Microsoft, обвинив ее в монополизации из-за встроенного в операционную систему Windows браузера Internet Explorer и проигрывателя Windows Media Player. В итоге Microsoft удалось избежать разделения на две компании, которые бы по отдельности занимались разработкой операционной системы и программного обеспечения, но пришлось подчиниться антимонопольным органам Евросоюза, которые действовали более решительно и заставили «отделить» браузер и плейер.

Последний же раз крупная компания была разделена в 1984 г. Телекоммуникационный монополист AT&T по решению суда был вынужден выделить в отдельные структуры семь компаний, которые стали операторами местной телефонной связи. У AT&T сохранилась междугородняя и международная связь.

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку