Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» стала жертвой мошенников, пытаясь закупить запчасти в обход санкций, введенных после начала вторжения в Украину, пишет «Авиаторщина».
По данным источников канала, не позднее лета 2022 года два знакомых друг с другом московских коммерсанта Дмитрий Швецов и Дмитрий Машкин заключили с национальным перевозчиком контракт на поставку комплектующих из-за рубежа. Бизнесмены получили аванс в размере 349 млн рублей (более $3,8 млн), однако в назначенный срок «Аэрофлот» запчастей не увидел. В итоге компания обратилась в правоохранительные органы.
В сентябре того же года Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту мошенничества, совершенного группой лиц в особо крупном размере (статья 159 УК), обоих коммерсантов задержали и посадили в СИЗО. Материалы были направлены в Химкинский городской суд через год. 12 августа судья пришла к выводу, что фигуранты заключили договор с «Аэрофлотом», заведомо не намереваясь его выполнять. При этом они до последнего обманывали компанию, создавая видимость деятельности, и даже ходили на совещания с представителями перевозчика.
В итоге Швецова и Машкина приговорили к пяти и шести годам лишения свободы в колонии общего режима. Сами бизнесмены вину не признали.
Это уже как минимум второй случай, когда «Аэрофлот» обманывают с поставками запчастей. В июле этого года «дочка» перевозчика — авиакомпания «Россия» — выиграла суд у армянской Aquila Technics на 15,5 млн рублей, не выполнившей заказ на поставку шин для самолетов. Та же фирма ранее обещала продать двигатели UTair, но тоже нарушила договоренности на 176 млн рублей. Таким образом, общая сумма сделок с Aquila Technics составила 201,5 млн рублей, или $2,3 млн.
После решения президента Владимира Путина начать войну в Украине Евросоюз, США, Великобритания, Канада и ряд других стран закрыли небо для российских самолетов. Под санкции попали крупнейшие отечественные авиакомпании и их руководители. В начале марта 2022 года производители Boeing и Airbus прекратили поставки запчастей, техобслуживание и поддержку российских авиалиний.
Из-за этого отечественные перевозчики начали искать альтернативные источники комплектующих и занялись «каннибализацией» самолетов. В свою очередь авиавласти разрешили использовать детали дольше, чем позволяют нормы безопасности. Все это привело к росту числа происшествий. По данным Росавиации, за 2023 год в стране было зафиксировано около 700 авиаинцидентов, из которых более половины были связаны с отказом техники, в том числе двигателей.
Наладить собственное производство комплектующих и самолетов у России пока не получается. По прогнозу консалтинговой компании Oliver Wyman, к 2026 году авиапарк страны сократится более чем в два раза.
В сентябре 2022 года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) по результатам аудита безопасности полетов отметила Россию «красным флажком». Из 193 стран, входящих в ИКАО, такой же имеют только Бутан, Демократическая Республика Конго и Либерия.