Компрессорная и газоизмерительная станция в Судже — важнейший стратегический узел газотранспортной инфраструктуры России. Сюда приходят два знаменитых магистральных газопровода: Уренгой — Помары — Ужгород с пропускной способностью 28 млрд куб. м в год и «Прогресс», который способен прокачивать еще 26 млрд куб. м в год.
До вторжения России в Украину транзитный газ поступал на украинскую территорию не только через Суджу, но ещё и через компрессорную станцию «Сохрановка» в Ростовской области, но она не действует, поскольку компания «Газотранспортная сеть Украины» не может её контролировать: газ с нее шел через оккупированные российскими войсками районы и бесконтрольно потреблялся там.
«Суджа», таким образом, — единственные «ворота» для поступления российского газа через Украину европейским потребителям, у которых есть с «Газпром экспортом» долгосрочные контракты — некоторые из них имеют срок действия до 2040 года.
Пятилетнее соглашение «Газпрома» с украинской стороной о транзите газа истекает 31 декабря этого года, но с утратой Суджи российской компанией оно может оказаться прерванным раньше этого срока.
Кто при этом окажется пострадавшей стороной?
Пострадает в первую очередь «Газпром», и без того доведенный до фактического банкротства «мудрым» руководством из Кремля. До этого момента компания отправляла через Суджу примерно по 42 млн куб. м газа в сутки, то есть чуть больше 15 млрд куб. м в годовом исчислении. Еще до 16 млрд кубометров в год идет через Черное море в Турцию по газопроводу «Голубой поток» и немногим более 31 млрд в год — по трассе «Турецкого потока». Из Турции в страны Европы попадает примерно 16 млрд куб. м российского газа ежегодно. Если через Украину газ не пойдет (а это после перехода контроля над станцией «Суджа» от России к Украине — вполне возможный сценарий), экспорт газа из России в Европу сократится наполовину.
Другими пострадавшими придется считать покупателей российского газа в Австрии, Словакии и Чехии. Им придется переключаться на других продавцов — европейских и международных трейдеров — и платить больше, чем они платят «Газпром экспорту». Инфраструктура для этого есть, хотя там возможна конкуренция с другими странами, которые пользуются теми же трубопроводами и компрессорными станциями.
Партнерам «Газпрома» в этих странах не удастся получить с российского поставщика неустойку за нарушение условий контракта, поскольку поставки прерываются форс-мажором — обстоятельствами непреодолимой силы, то есть действиями украинских властей, связанными с войной.
Украина потеряет примерно 0,46% своего ВВП — деньги, которые ей переводит «Газпром экспорт» в качестве платы за транзит. Но выиграет она намного больше.
Для начала: в Россию не поступит 5–6 млрд долларов, которые она получает от экспорта газа через Украину, и настолько же сократится потенциал российского финансирования агрессивной войны.
Кроме этого, пророссийские лоббисты в Австрии, Словакии и Чехии, которые сильно досаждают Украине в расширении ее сотрудничества с Евросоюзом, потеряют возможность оправдывать поддержку Путина тем, что их страны получают от него относительно недорогой газ. С сокращением зависимости этих стран от России у этих лоббистов сократится и поддержка населения. Украина и здесь выиграет, а агрессор проиграет.
Стоит напомнить, что решением Евросоюза от поставок российского газа к 2027 году обязаны отказаться все его члены. С закрытием транзита через Украину эта задача облегчается и Австрии, и Словакии, и Чехии. Останется лишь Венгрия, которая получает газ от «Газпрома» через Турцию, Болгарию и Сербию, да Сербия, которая не связана обязательствами перед Евросоюзом.
Слухи, будто «Газпром» продолжит или даже увеличит экспорт газа в Европу с помощью Азербайджана, который якобы будет выдавать полученный из России газ за свой собственный, лишены основания по многим причинам. В Баку вряд ли пойдут на конфликт с Западом и договорятся с Путиным о таком примитивном обмане.
Похоже, в Киеве приняли закономерное решение полностью прекратить транзит. Наверняка не сработают и предлагавшиеся недавно схемы, по которым европейские компании могли бы покупать газ у «Газпрома» на границе с Украиной, а потом заключать с украинцами контракты на его прокачку на запад.
Когда вместо государственной границы мир видит линию фронта, такие схемы тоже несостоятельны.