МОСКВА, 6 авг (Рейтер) - Потребление автобензина Аи-95 в Казахстане растет с обновлением парка автомашин, показали планы Минэнерго по отгрузкам продукта на внутренний рынок и сообщили источники в сетях АЗС. Розничные цены на Аи-95 с января 2023 года по июнь 2024-го повысились на 19% до 253 тенге за литр с 212 тенге за литр, по данным Бюро нацстатистики. Отгрузки бензина Аи-95 на внутренний рынок Казахстана в январе-августе 2024 года увеличатся на 10% относительно аналогичного периода прошлого года до 0,623 миллиона тонн, на 28% - в сравнении с 2022-м, согласно планам Минэнерго. При этом в августе ожидается рекордный объем поставок Аи-95 - 102.778 тонн. План по выпуску Аи-95 на трех крупных НПЗ в этом году увеличился до 0,969 миллиона тонн с 0,824 миллиона тонн в 2023-м (+18%), согласно производственным программам заводов. Доля марки Аи-95 в общем объеме отгрузок автобензина за восемь месяцев 2024 года вырастет до 18% с 15% за такой же период 2022 года, по оценке Рейтер. Повышение предельных цен на Аи-92 в апреле прошлого года до 205 тенге за литр со 182-187 тенге за литр затормозило переход на использование Аи-95 части автовладельцев, которые ранее при небольшой разнице в цене предпочитали более качественный бензин, сообщили отраслевые источники. Между тем импорт новых авто, преимущественно из Китая, подталкивает к увеличению спроса на Аи-95. «Сейчас резко растет импорт китайских машин, а они капризны к Аи-92», - сказал источник в сети АЗС. Несмотря на то, что НПЗ Казахстана могут производить бензина больше, чем потребляет внутренний рынок, республике периодически сталкивается дефицитом продукта. В июле предложение Аи-95 на рынке Казахстана было сокращено из-за ремонта на Павлодарском НХЗ - крупнейшем производителе этой марки в республике, что в совокупности с нестабильными отгрузками топлива спровоцировали локальную нехватку бензина и лимитирование отпуска топлива. «В июле потребление было бы выше, но объемов (Аи-95) недостаточно», - сказал источник в торговой компании. В августе о риске дефицита говорят источники в небольших сетях АЗС из-за проблем с отгрузками бензинов Аи-92 и Аи-95 и недостаточных запасов. Летом прошлого года во время ремонта на Павлодарском НХЗ и приостановки выпуска Аи-95 Чимкентским НПЗ в республике наблюдался дефицит марки. Казахстан импортирует минимальные объемы бензина Аи-95 из-за высоких для внутреннего рынка цен, несмотря на квоту на беспошлинные поставки 40.000 тонн Аи-95 в рамках индикативного баланса с РФ. Производство автобензинов в Казахстане в 2023 году составило 5,3 миллиона тонн при потреблении 5,1 миллиона тонн, в 2022-м - 5,0 миллионов тонн. НПЗ республики выпустили в 2023 году 5,2 миллиона тонн дизтоплива при потреблении 5,6 миллиона тонн, авиакеросина - 0,6 миллиона тонн при потреблении 0,9 миллиона тонн, по данным Минэнерго. ЦЕНЫ Оптовые цены на партии автобензина Аи-95 на НПЗ Казахстана с начала года выросли до общего диапазона 254.000-285.000 тенге за тонну в августе с 230.000-280.000 тенге за тонну (с НДС и акцизом, FCA НПЗ), по данным участников рынка. Реализация Аи-95 на АЗС республики увеличилась за семь месяцев текущего года в годовом выражении к 2023-му в среднем на 10%-12%, к 2022 году - на 45%, по оценке отраслевых экспертов. Продажи Аи-95 в июле выросли, по оценке источников в сетях АЗС, на 15%-20% к июлю прошлого года. Ниже представлены розничные цены на Аи-95 в Казахстане, других странах ЕАЭС и Центральной Азии, при пересчете в тенге за литр: Страна Цена Аи-95, в тенге за литр Казахстан 253 Киргизия 417 Таджикистан 488 Узбекистан 429 Россия 407 Белоруссия 354 Армения 625 Афганистан 415 Туркмения 196 (Reporting by Reuters;)