Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Трамп назвал поддержку им Путина «фейком» и пообещал Зеленскому добиться справедливого мира

Президенты России и США во время встречи в 2019 году
Президенты России и США во время встречи в 2019 году Михаил Метцель, ТАСС / kremlin.ru

Представление о том, что Дональд Трамп в российско-украинском конфликте будет играть на стороне Владимира Путина, а Камала Харрис продолжит политику Джо Байдена, неверно. Кто бы ни победил на выборах президента США, Киев может рассчитывать на более решительную поддержку, чем при нынешней администрации. В последнее время Трамп уже действиями и словами поддержал Киев, пишет Politico.

Кандидат от республиканцев

Мнение о том, что возвращение Трампа в Белый дом будет выгодно для Москвы, основано на нескольких наблюдениях:

  • Трамп заявлял, что прекратит войну в Украине за 24 часа, — но как это может быть сделано, никто не знает. Трамп выступил в характерной для него манере, сделав громкое, безосновательное заявление; считается, что такое быстрое перемирие, скорее всего, будет выгодно Путину, который от своего не отступится, но Владимир Зеленский от своего тоже отступать не намерен.
  • Сообщалось, что помощники Трампа подготовили план: Киеву говорят, что если он не пойдет на уступки, военная помощь прекратится, а Москве — что если она не пойдет на уступки, то США вооружат Киев до зубов. Но каким может быть результат такого давления, неясно.
  • Республиканцы в Конгрессе полгода не давали принять закон о выделении более $60 млрд на военную помощь Украине; сообщалось, что на них давил Трамп — но он прежде всего хотел увязать эту помощь с реформой пограничного контроля в США, которая для него и избирателей гораздо важнее.
  • Трамп более лоялен к диктаторам: во время первого президентства он встречался с Путиным, Ким Чен Ыном, Си Цзиньпином и говорил им комплименты — но значимых уступок в итоге не сделал, а в отношении России ужесточение санкций продолжилось.
  • Кандидатом в вице-президенты Трамп выбрал Джеймса Дэвида Вэнса, считающего, что США нет дела до Украины, — но это лишь один аспект представлений Вэнса: он был выбран по внутри-, а не по внешнеполитическим причинам.

«Если убрать шум вокруг Трампа и посмотреть на реальные действия, станет видна вероятность гораздо более благожелательного отношения к Украине», — пишет редактор отдела комментариев Politico Magazine, сооснователь издания Politico Europe и эксперт по международным вопросам Мэтью Камински. Во-первых, не стоит забывать, что именно администрация Трампа начала поставлять Украине в 2017 г. противотанковые гранатометы Javelin, которые так помогли ей в начале войны и позволили остановить и отогнать бронированные колонны российской армии (Барак Обама отказался вооружать Украину после захвата Путиным Крыма и поддержки сепаратистов в Донбассе).

Во-вторых, первым иностранным лидером, которому позвонил Трамп после объявления о выборе Вэнса и официального выдвижения кандидатом в президенты от Республиканской партии, стал Зеленский, обращает внимание Камински. И добавляет:

Люди, знакомые с подробностями их разговора, утверждают, что все прошло даже лучше, чем можно предположить по официальным теплым отзывам об их беседе. По их словам, Трамп называл сообщения о том, что он будет помогать Путину, «фейковыми новостями», и пообещал Зеленскому добиваться справедливого мира.

«Этот телефонный звонок был не очень тонким посланием той части Республиканской партии, что выступает против поддержки Украины: заткните рты», – отмечает Камински. При этом весной, добавляет он, именно Трамп обеспечил спикеру Палаты представителей Майку Джонсону политическое прикрытие для одобрения пакета помощи Украине.

«Тот факт, что Трамп назвал этот звонок хорошим, означает, что его враждебность по отношению к Зеленскому – дело прошлое. Популистское крыло партии было против Украины из-за Трампа. Если же он не против, то и они не против», – говорит бывший посол США в Украине Джон Хербст, который сейчас работает в Атлантическом совете и внимательно отслеживает ситуацию в Вашингтоне, в том числе лоббирование со стороны украинцев.

А они наладили неплохие отношения с соратниками Трампа, в том числе из его прежней администрации, которые могут занять места в будущей. В их числе бывший госсекретарь Майк Помпео, который в конце июля вместе с Дэвидом Урбаном, управляющим директором компании по связям с общественностью BGR Group (работает с политиками и экспертами в Вашингтоне) опубликовал в The Wall Street Journal колонку «Мирный план Трампа по Украине». Основные пункты изложены в подзаголовке: «программа ленд-лиза, реальные санкции против России, обновление НАТО» (с включением Украины в альянс).

Конечно, в случае с Трампом, как всегда, есть несколько «но», отмечает Камински:

Никто не знает, что сделает Трамп, зачастую даже он сам. За прошедшее десятилетие на мировой арене он отметился непредсказуемостью, транзакционным, а не принципиальным подходом к международным делам и склонностью к персонализации политики… Но главное: победа Трампа в ноябре не обязательно означает, что Украина обречена или что Путин спасен.

Кандидат от демократов

Что касается Камалы Харрис, то и она может оказаться более активным сторонником Украины, чем осторожный Байден. Из-за медлительности в выделении вооружений и постоянных ограничений на их применение в Киеве к его администрации испытывают двоякое чувство: благодарность за поддержку и раздражение из-за задержек. Все принимаемые Западом решения о поставках вооружений запаздывают на год, жаловался Зеленский в мае в интервью Reuters.

Близкие к украинскому президенту люди пояснили Камински: выдвижение Харрис в президенты Киев обнадеживает (она член команды, которую там хорошо знают), но одновременно украинские власти хотят, чтобы, попав в Белый дом, она стала действовать по-другому. И это возможно, отмечает Politico: она почти наверняка привлечет других людей и изменит подход к войне. На мирной конференции в Швейцарии она, к радости украинской делегации, заявила о «стратегической заинтересованности» США в силовой поддержке Украины.

Во внешней политике Харрис во многом остается чистым листом, отмечают Камински и Анна-Мари Слотер, гендиректор аналитического центра «Новая Америка». Хорошим указанием на ее возможную позицию могут служить ее жизненный опыт и окружающие ее специалисты по внешней политике, пишет Слотер в колонке в Financial Times:

Она очень жесткая. Она была прокурором, вела дела против уголовников, чтобы засадить их в тюрьму. Эта твердость проявлялась и в ее вопросах на слушаниях в бытность сенатором, и в регулярных выступлениях на Мюнхенской конференции по безопасности [в должности вице-президента]. В 2023 году она обвинила Россию в преступлениях против человечности, приведя жуткие подробности, а в этом году детально объяснила, почему «развязанная Путиным война уже стала поражением России».

Харрис одновременно говорит о человеческих страданиях и интересах государства — вероятно, из-за того, что прокурор должен одновременно думать и о преступниках, и об их жертвах, добавляет Слотер.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку