МОСКВА, 30 июл (Рейтер) - Центральная Азия хочет ускорить переход транспорта на электротягу, чтобы снизить зависимость от импорта нефтепродуктов и улучшить воздух в городах, но отсутствие развитой инфраструктуры и дефицит электроэнергии сдерживает распространение электрокаров, по данным статистики, информации представителей властей и отраслевых экспертов.
Страны Центральной Азии зависят от поставок моторного топлива из России, не владея необходимыми мощностями переработки углеводородов, за исключением Казахстана, при этом транзитная роль региона, а с ней и спрос на топливо возросли с началом российско-украинского конфликта.
Так, поставки российских и белорусских нефтепродуктов в страны Центральной Азии и Монголию увеличились в 2023 году до 5,8 миллиона тонн с 4,4 миллиона тонн годом ранее, что способствует росту стоимости топлива в регионе.
Парк электромобилей в центральноазиатских странах в последние годы быстро растёт как за счёт импорта, так и самостоятельной сборки машин в ряде стран, чему способствует эффект низкой базы, однако в абсолютном выражении его доля пока невелика.
Так в Казахстане количество легковых автомобилей на электротяге за полтора года к лету 2024 года выросло в 36 раз до 9.444 единиц, но это лишь 0,2% от общего количества автомобилей, согласно данным Бюро национальной статистики.
Льготы на импорт электромобилей в ряде стран региона способствуют росту импорта. Совет Евразийской экономической комиссии в ноябре 2023 года продлил тарифную льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении электромобилей, ввозимых в страны ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) в ограниченном количестве, до 31 декабря 2025 года,
Правительства стран региона хотят в 2025-2030 годах сделать электрическим как минимум городской транспорт, включая такси, надеясь не только сократить вредные выбросы, но и сэкономить на топливе.
Республикам придется позаботиться об увеличении электрогенерации для воплощения планов по переходу на электрокары, так как в настоящее время только в Таджикистане и Узбекистане наблюдается профицит электроэнергии, по информации статбюро. В тоже время регион обладает неиспользованным потенциалом возобновляемых источников энергии (ВИЭ), по оценке аналитиков.
Казахстан, Узбекистан и Киргизия договорились о строительстве крупной Камбаратинской ГЭС-1 на территории Киргизии.
КИРГИЗИЯ
Власти Киргизии рассчитывают на тотальное внедрение электротяги.
«Есть планы перевести весь Кыргызстан на электромобили. Реализация проекта стартует в конце этого года или в начале следующего», - говорил в июне глава Киргизии Садыр Жапаров.
Между тем, по данным Нацстаткомитета и СМИ Киргизии, доля электрокаров в стране на декабрь 2023 года составляла всего 0,7% или 8.000 единиц из 1,173 миллиона зарегистрированных единиц автотранспорта, а число зарядных станций - около 70.
Однако страна резко нарастила импорт электромобилей в текущем году. По информации Нацстаткомитета, поставки электромобилей из Китая за январь-май 2024 года составили 9.777 штук по сравнению с 9.968 машин за весь 2023-й.
Министерство экономики и коммерции Киргизии и Корейское агентство международного сотрудничества (KOICA) начали в июне проект перевода госавтопарка на электромобили. https://mineconom.gov.kg/ru/post/10339
Также власти Киргизии в сотрудничестве с китайской China Hubei Zhuoyue Group реализуют сборочный проект стоимостью $115 миллионов в Чуйской области.
Согласно оценке Академии ОБСЕ в Бишкеке, при замене 100.000 автомобилей с ДВС на электрокары экономия топлива составит $60,25 миллиона в год или 86.400 тонн бензина, что составляет более 10% всего импорта автобензина в 2020 году. При этом внедрение электромобилей в количестве 100.000 потребует около 110−140 миллионов киловатт-часов дополнительной электроэнергии в год.
ТАДЖИКИСТАН
Правительство Таджикистана намерено увеличить долю электромобилей до 30% от общего количества автотранспорта к 2030 году с 0,5% в 2023 году, потратив в ближайшие пять лет около $21 миллиона, из которых 96% - частные инвестиции.
В 2023 году Таджикистан нарастил импорт электромобилей до более чем 1.300 единиц с 767 годом ранее. В основном в страну ввозятся электрокары китайского производства.
Мэрия Душанбе обязала компании, предоставляющие услуги такси, полностью перейти на электрокары к 1 сентября 2025 года и постановила заменить 500 рейсовых автобусов на электробусы до 2028 года. https://t.me/RustamEmomali
По данным столичной администрации, по состоянию на 6 июня таксомоторный парк 12 компаний включает свыше 4.350 автомобилей, из которых более 2.450 - электромобили. В городе функционирует порядка 140 зарядных станций.
С 2023 года в Таджикистане импортеры электромобилей освобождены от уплаты налогов и таможенных пошлин сроком на 10 лет.
При переходе на электромобили водители Таджикистана могут снизить расходы на топливо на 40-70% https://secca.eu/wp-content/uploads/2024/05/Session-2_Furugzod-Usmonov_RUS_-.pdf
Программы развития электромобилей в Таджикистан на 2023-2028 годы доступны по ссылке - http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=26691
УЗБЕКИСТАН
Узбекистан также предполагает перевести весь общественный транспорт на электробусы и электромобили.
Согласно данным аналитического агентства Автостат, в 2023 году продажи легковых электромобилей в стране выросли в 4,3 раза и составили 25.700 единиц. Доля, занимаемая электромобилями на рынке легковых машин, выросла в первом квартале 2024 года до 10% с 5,7% в 2023-м.
На совместном узбекско-китайском предприятии BYD Uzbekistan Factory в Джизакской области в июне 2024 года началось производство первых электромобилей, говорится на сайте президента республики Шавката Мирзиёева. Это первый этап проекта стоимостью $160 миллионов, в рамках которого планируется производить 50.000 электромобилей в год. В настоящее время здесь выпускаются модели Chazor и Song Plus Champion. https://president.uz/ru/lists/view/7349
Китайская China Xiaou Group построит автозавод в Ферганской области Узбекистана за $1,5 миллиарда в течение пяти лет, по информации главы местной администрации. https://fergana.uz/site/view/news/11383846
КАЗАХСТАН
Развитие электрокаров в Казахстане сдерживает энергодефицит и высокая изношенность электросетей, сообщается в концепции развития электроэнергетической отрасли Казахстана и говорят отраслевые эксперты.
Тем не менее власти страны приняли закон о развитии инфраструктуры для электромобилей и утвердили дорожную карту для создания необходимой инфраструктуры для электромобилей во всех крупных городах к 2029 году.
Сейчас по всей стране действуют всего 211 зарядных станций, из них 94 - в Алма-Ате https://edrive.kz/.
«Для перехода на электрокары нужно построить свою АЭС», - сказал отраслевой аналитик в беседе с Рейтер.
Затраты на подзарядку электромобилей в Казахстане в среднем в 2,5 раза ниже, чем для автомобилей с ДВС, по данным, изложенным в Концепции развития электроэнергетической отрасли Казахстана. Согласно прогнозу, представленному в документе, количество электрокаров в Казахстане к 2035 году может вырасти до 40.173 единиц, а потребление электроэнергии таким транспортом - до 136 миллионов киловатт-часов.
В Казахстане также налажен выпуск легковых электромобилей китайских и корейских марок. https://www.gov.kz/memleket/entities/aqmola-selinograd/press/news/details/599781?lang=ru
МОНГОЛИЯ
Правительство Монголии планирует расширить парк электромобилей до 20.000 единиц к 2026 году с 1.061 на декабрь 2023 года, по данным Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС).
МБЭС предоставил в 2024 году монгольскому TransBank целевой торговый кредит в 11,5 миллиона китайских юаней сроком на один год в целях поддержки поставок и продаж электромобилей.
Монгольская Bars Motors с 2022 года запустила сборку электрокаров Mozo Hero по лицензии китайского Hengrun. (Московскою бюро при участии Назарали Пирназарова в Душанбе и Айгерим Тургунбаевой в Бишкеке)