Правительство перенесло сроки газификации Камчатского края с помощью сжиженного природного газа (СПГ) — вместо 2025 года проект будет реализован до конца 2026-го. Это следует из подготовленного Минэнерго проекта постановления, с которым ознакомился РБК.
Текущий план газификации Камчатки был утвержден в 2023 году. В регион планировалось наладить поставки топлива с проекта «Сахалин-2». Как заявлял губернатор Камчатского края Владимир Солодов, ставка на собственные месторождения газа не сработала из-за некорректной оценки запасов. В итоге дефицит топлива в регионе составил 500 млн кубометров в год. Покрывать его приходится неэкологичным мазутом, отмечал Солодов.
Вице-премьер Александр Новак прогнозировал, что потребность региона в газе вырастет к концу 2035 года до 700–800 тыс. кубометров.
В связи с этим правительство поручило «Газпрому» с 2023 года начать поставки потребителям Камчатского края СПГ с проекта «Сахалин-2», а «Новатэку» — построить к этому сроку морской регазификационный терминал в бухте Раковая Авачинской губы и два танкера-челнока для доставки СПГ.
Региональные и федеральные власти, в свою очередь, должны были построить береговую и причальную инфраструктуру, а также определить оптовую цену на регазифицированный газ и источники компенсации разницы с рыночной ценой — упущенной выгоды «Газпрома».
Сдвиг сроков произошел из-за проблем с плавучей регазификационной установкой (ПРГУ) и танкерами-газовозами, говорит первый вице-президент научно-экспертного совета Национальной ассоциации СПГ Александр Климентьев. На это напрямую повлияли санкции Запада за войну в Украине, которые затруднили поиск необходимых решений. В частности, «Новатэк» собирался заказать строительство танкеров-челноков с нуля.
До этого в качестве ПРГУ предполагалось использовать уже построенный газовоз, который дополнительно оснастят оборудованием для регазификации. Он должен иметь вместимость 45 тыс. или 90 тыс. кубометров, а газовозы-челноки — около 20 тыс. кубометров. «Однако в мире не так много газовозов необходимой вместимости, и большинство газовозов находятся в достаточно активной эксплуатации», — говорилось в исследовании «Газификация Камчатского края».
Такая же ситуация с танкерами: одним из вариантов является приобретение уже построенных газовозов. «Однако большинство из них находятся в активной эксплуатации на Балтике и в Азии или принадлежат компаниям из недружественных стран. Поэтому возможность привлечения на рынке газовоза необходимой вместимости чрезвычайно невысокая», — отмечалось в обзоре.
При этом в апреле 2024 года на совещании у вице-премьера Юрия Трутнева было официально заявлено, что газовозы и ПРГУ для газификации Камчатки уже заказаны. С учетом этого «можно предположить, что заказ был осуществлен недавно и в условиях жесткой конфиденциальности для защиты проекта от возможных санкций», говорилось в обзоре.
По словам источника РБК в отрасли, для строительства подобных малотоннажных танкеров могут подойти верфи и России, и Китая. Но российские предприятия сейчас загружены ВПК, а поскольку главный вопрос заключается в хранилище-резервуаре, то у китайских судостроителей больше компетенций в этом отношении.
Из актуализированной «дорожной карты» газификации Камчатки следует, что «Газпром» получит ПРГУ в третьем квартале 2025 года, а газовозы-челноки — в третьем и четвертом кварталах 2026-го. Компания получит их по договору купли-продажи или в аренду с последующим выкупом.
Минэнерго ранее оценивало стоимость всех составляющих регазификационного терминала на Камчатке в 42 млрд руб. «Скорее всего, все будет в рамках рыночных цен, если только не была уплачена премия за какую-то конфиденциальность», — заключил Климентьев.