Рынок окончательно разочаровался в новом порядке определения официального курса рубля к доллару, на который пришлось перейти Центробанку после санкций на Московскую биржу. Банки и брокеры ищут, чем бы его заменить в качестве базисного актива для фьючерсов, которые пока торгуются на бирже.
Санкции не затронули эти контракты: они исполняются в рублях, исходя из курса, определяемого по четким правилам. Пока шли торги на бирже, это был средний курс за определенное время до дедлайна, а затем перешли на официальный курс ЦБ. Но последний вызывает все больше вопросов.
До санкций он устанавливался по результатам биржевых торгов. Они анонимны, но достаточно прозрачны: участники рынка могли наблюдать за ними онлайн – видеть спрос, предложение, сделки, крупные заявки. ЦБ задолго до санкций предупредил: если их введут, он будет устанавливать курс по сделкам на внебиржевом рынке. Регулятор обязал банки ежедневно сообщать ему об этих сделках и публиковал данные об оборотах. ЦБ 1,5 года в тестовом режиме рассчитывал официальный курс по резервной методике и, хотя не публиковал его, уверял, что за это время среднее расхождение составило всего 0,01% (для евро – 0,03%).
Когда ввели санкции, колебания курса рубля резко выросли, а участники рынка забеспокоились. ЦБ подлил масла в огонь: он перестал публиковать статистику внебиржевых торгов и удалил старые данные. Бизнес забеспокоился: компании, которые выпускают квазидолларовые облигации (рублевые, но размер выплат привязан к курсу доллара), усомнились в адекватности официального курса, по которому проводится пересчет. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина признавала проблему и обещала раскрыть методологию расчета официального курса. Она сдержала слово, но это не помогло. Курс определяется как средневзвешенный, и решающую роль приобретают сделки крупнейших банков.
Риски манипуляций возросли, цитируют «Ведомости» людей, участвующих в обсуждении проблемы: на биржевых торгах большие сделки были видны, а сейчас крупные игроки повлияют на курс – а рынок даже не заметит.
Поэтому участники рынка вместе с Мосбиржей думают, чем заменить официальный курс для исполнения валютных фьючерсов.
Аномалии с курсом в день расчетов по фьючерсам случались и раньше. Поначалу значение, по которому они исполнялись, определялось по итогам последних пяти минут торгов – и в это время курс мог резко меняться. Чтобы затруднить влияние на курс, по которому проводятся расчеты, биржа увеличила это время втрое. Но, как и все на биржевых торгах, те аномалии были видны всем, и можно было искать противодействие – бирже, регуляторам, участникам торгов.