Елена Фабричная, Александр Мэрроу
МОСКВА, 25 июл (Рейтер) - Платформа цифровой торговли в сегменте В2В Кифа станет первым эмитентом китайского происхождения на Московской бирже, где с 8 августа будут допущены к торгам акции онлайн-площадки. Проведение IPO позволит компании активно заняться поглощением оптовых игроков в российско-китайской торговле и интегрировать их в свою систему, а вот покупки банка пока в планах нет.
Торговля между двумя странами растет, используются новые инструменты в расчетах, и сроки прохождения платежей после задержек из-за проверок китайских банков уже сокращаются, сказали в интервью Рейтер основатель компании и мажоритарный акционер Сунь Тяньшу, а также заместитель председателя совета директоров Кайл Шостак.
Ниже следуют их развернутые высказывания:
О ПОЯВЛЕНИИ ПЛАТФОРМЫ И ЕЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ:
В 90-е годы, когда я окончил ВУЗ (Сунь Тяньшу), уже тогда начал заниматься бизнесом между Россией и Китаем и столкнулся с разными проблемами и трудностями в трансграничной торговле. Это языковой барьер, недостаточный опыт и знания во внешнеэкономической деятельности и еще специфические вопросы, связанные с банковскими платежами, перевозками, таможенным оформлением импорта. Для простого бизнесмена это все достаточно сложно, и я уже тогда задумал модернизировать российско-китайскую торговлю. В начале 2000-х годов началось интенсивное развитие электронной коммерции, по сути, цифровизация, это единственный правильный путь для российско-китайской торговли. Поэтому, в 2013 году, 11 лет назад, мы начали создавать платформу Кифа.
ВЫ ВООДУШЕВИЛИСЬ ПРИМЕРОМ ALIEXPRESS?
Они молодцы, но их модель - это трансграничная поставка B2C. Aliexpress использует международные почтовые отправления. Это не совсем та трансграничная торговля, которую мы имеем в виду, поэтому я называю это трансграничной поставкой, это как посылка от физлица физлицу.
О ТОВАРНОМ АССОРТИМЕНТЕ КИФА:
Мы ориентируемся на бизнес, российские и китайские предприятия. Поэтому формат нашего бизнеса - это B2B платформа цифровой торговли.
Когда мы начали, выбрали одну категорию товаров, обувь, потому что это более стандартизированный и легкий товар, есть большой ассортимент у нас на складах. Поэтому мы сначала начали с обуви. Уже по направлению товаров народного потребления у нас и обувь, и одежда, и сумки, и чемоданы, текстиль, бытовая техника, детские товары. Мы еще больше расширим ассортимент потребительских товаров.
Запускаем площадку для промышленных товаров, это строительная техника, оборудование, станки, запчасти и так далее. Кроме импорта товаров из Китая мы развиваем экспорт российских товаров на китайский рынок. В будущем рассматриваем и сырьевые товары.
ОБ ЭКСПОРТЕ ИЗ РФ:
По экспортному направлению идут в первую очередь российские продукты питания, которые пользуются большим спросом в Китае, как экологически чистые. Хорошо продаются российские вазы из фарфора, Гжель, они тоже начали поставляться в Китай через нашу платформу.
Из продуктов в первую очередь продаются кондитерские изделия, конфеты, шоколад, минеральная вода, мёд, молоко, молочные продукты. Мясо тоже сейчас экспортируется в Китай и тоже скоро будет на нашей платформе. Еще один любимый продукт, благодаря президенту РФ Владимиру Путину, это мороженое, которое он лично рекламировал, оно пользуется хорошим спросом в Китае.
В январе этого года мы совместно с Российским экспортным центром и китайской провинцией Ляонин организовали ярмарку-фестиваль российских продуктов. И тогда мы уже поставили первую партию товаров. Недавно мы поставили вторую партию, она уже прошла таможенное оформление. Российские продукты сейчас уже разгружены на склад в Китае. По нашему плану, должны 1 октября открыть самый крупный оптовый распределительный центр в Китае. В августе-сентябре планируем поставить из России крупные партии продуктов туда для того, чтобы с помощью широкого ассортимента товаров из РФ запустить их реализацию в Китае.
О ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРАХ НА ПЛОЩАДКЕ:
Самое ключевое – это машинотехническая продукция, то есть это очень широкий ассортимент. Как я говорил, это сельскохозяйственная, дорожно-строительная техника, легковые и грузовые машины, разные станки, электроника и много чего еще. Поставки идут напрямую от производителей на российский рынок.
КИТАЙСКИЕ ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ТОЖЕ БУДУТ?
Китайские автомобили по трансграничной торговле скорее всего не будут идти массово, потому что многие китайские марки уже запустили свое локальное производство в РФ. А по тем маркам, которые еще не начали локализацию в России, они могут через нас продаваться. Мы видим, что через нашу платформу в основном будут поставляться разные автомобильные запчасти от китайских производителей.
КОГДА БУДЕТ ЗАПУЩЕНА ПРОМЫШЛЕННАЯ ПЛАТФОРМА?
Сейчас идет разработка новой платформы промышленных товаров. Планируем ее запустить с ноября.
О ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ ПЛОЩАДКИ:
Наша выручка в 2023 году была 5,7 миллиарда рублей, рост на 75% год к году. Усиленно растет такое направление, как Private-Trade. Другой формат - это Open-Trade, где покупатель выходит на открытый каталог товаров и формирует заказ от многих производителей. Маржинальность по таким сделкам составляет 8-13% в то время как по Private-Trade – 2,5-5,0%, им пользуются более крупные российские закупщики.
Расширение ассортимента, запуск товаров промышленного назначения и наращивание российского экспорта в Китай – это все драйверы роста бизнеса компании. С точки зрения роста мы закладываем 40-50% в год. В этом году мы планируем выйти на порядка 9,8, почти 10 миллиардов рублей по обороту и чуть меньше по выручке. По результатам шести месяцев этого года мы наблюдаем рост порядка 40%.
Основной драйвер роста для нас — это цифровизация объема российско-китайской торговли. Если торговля между Россией и Китаем, предположим, стагнирует, то доля электронной коммерции в этих цифрах все равно увеличится. И она растет из года в год на двукратную величину. И это продолжается уже в течение многих лет. А сектор B2B, в принципе, растет быстрее, чем сектор B2C.
Что касается текущего роста российско-китайской торговли, то это, безусловно, помогающий фактор, торговля составляет более $240 миллиардов по результатам 2023 года и она должна вырасти до $350 миллиардов, а по некоторым оценкам, до $400 миллиардов. Это, конечно, помогает, потому что увеличивается общий поток.
ОБ ИНТЕГРАЦИИ С ТАМОЖЕННЫМИ СЕРВИСАМИ:
Мы даем возможность предпринимателям из двух стран проводить сделки и заниматься внешнеэкономической деятельностью в один клик. Платформа выступает гарантом поставок, то есть гарантирует, что за деньги, которые производитель получит, будет поставлен товар. В этом комплексе учитывается как оформление таможенных документов, так и маркировка товаров, сертификация там, где она требуется, логистическое сопровождение и платежи. Мы интегрированы с системой Честный знак (российская система маркировки и прослеживания продукции), с китайской таможенной службой. У нас в проекте сейчас стоит интеграция с российской таможней. Это одна из наших ключевых задач, над которой мы активно работаем в этом году.
О ПРОЗРАЧНОСТИ ТОРГОВЛИ И САНКЦИЯХ:
Цифровизация торговли и, собственно, платформа Кифа, это и есть решение по транспарентности торговых отношений. Как начиналась торговля между Россией и Китаем? Вы помните 90-е годы и челноков, которые возили товары туда-сюда в огромных сумках. Это был очень рудиментарный серый рынок. И, собственно, сама идея цифровизации и электронной B2B-платформы выражается именно в том, что мы сами определяем новые стандарты.
Новые стандарты — это исключительно транспарентность и прозрачность всего процесса. На нашем сайте покупатель и поставщик видят всю цепочку движения товара, все в открытом доступе перед тем, как они сформируют этот заказ. Это позволяет им принять сознательное решение, делают они сделку через нас или нет. Нигде в трансграничной торговле между Россией и Китаем вы такого сервиса сейчас не найдете. Ниши больше никем не заняты.
Санкции в любом случае влияют на торговлю между Россией и Китаем. Но санкции не связаны с цифровизацией российско-китайской торговли, потому что они не могут тормозить российско-китайские политические отношения. Это самое главное. Под крепкими, надежными российско-китайскими политическими отношениями наши экономические связи должны укрепиться. Поэтому на фоне санкций мы видим, что есть определенные препятствия, но российско-китайская торговля все равно будет расти. Эти проблемы временны.
ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАНАХ:
Наша инвестиционная программа на 1,7 миллиарда рублей направлена на то, чтобы развивать сеть логистических хабов и распределительных центров. Это имеет смысл делать в тех регионах, где мы хотим усилить клиентское присутствие. На эти цели мы потратим порядка 800 миллионов рублей. Усилить присутствие хотим в Приволжском, Южном и Уральском федеральных округах. Возможно, в регионах Северного Кавказа.
Во-вторых, мы продолжаем инвестировать в развитие IT-функционала, потому что платформа должна предоставлять необходимый набор сервисов и услуг. Все IT-разработки - это продукт программистов Кифы, которые трудятся и в Китае, и в России. У нас два офиса в Пекине и в Москве. И здесь мы намерены тратить 200-300 миллионов рублей на рост компании с точки зрения найма кадров.
И, наконец, примерно такие же траты, 300 миллионов, пойдет на сделки M&A, один-два таргета, которые помогут нам вырасти неорганическим путем.
КОГО НАЦЕЛЕНЫ ПОКУПАТЬ?
Это не те компании, которые занимаются цифровизацией торговли, потому что пока мы еще не видим подобных себе компаний. В основном, это традиционные оптовые компании. То есть, мы должны их привлечь на нашу платформу. IPO, тот факт, что у нас появится свободно торгуемая бумага, даст нам возможность использовать наши акции в качестве валюты для осуществления подобных покупок. Мы будем их покупать и интегрировать в платформу. Это будет наше 100% приобретение. По срокам - можем завершить одну сделку в этом году, какую-то сделку - в следующем году. Мы здесь не торопимся. Главное - правильно интегрировать эти компании в наши IT-системы, в систему базы данных клиентов и логистические цепочки.
НЕ ПЛАНИРУЕТЕ ПО ПРИМЕРУ ДРУГИХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ ПОКУПАТЬ БАНК В СТРУКТУРУ ГРУППЫ?
Изучаем опыт работы других платформ. Мы видим, что в ряде случаев платформы комплиментарно имеют микрофинансовые организации или банки. Иногда микрофинансовые институты потом вырастают в полноценные банковские лицензии. Это интересная практика. Мы понимаем, для чего это делается. Это, наверное, помогает этим платформам предоставлять более широкий спектр услуг. Мы пока всего лишь изучаем лучшие практики.
СКОЛЬКО ПЛАНИРУЕТЕ ПРИВЛЕЧЬ НА IPO?
Мы определимся в ближайшее время. Это будет функция состояния рынка в ближайшей перспективе, функция спроса и предложения, оценки.
О ДИВИДЕНДАХ:
Будем выплачивать дивиденды с момента, когда мы расплатимся по биржевым облигациям, у нас это заложено в политике, и со своей стороны мы постараемся сделать абсолютно все для того, чтобы инвесторы, которые присоединятся к нашему росту, заработали вместе с нами. Планируем расплатиться с бондодержателями в 2026 году, соответственно, в 2027 году мы собираемся уже направлять на дивиденды до 50% прибыли.
О ВАЛЮТНЫХ РАСЧЕТАХ:
Кифа берет комиссию только с покупателей, в России - это рубли, а в Китае, соответственно, юани. Поэтому у нас отсутствуют валютные риски. С точки зрения так называемого ухода китайских банков из России, это не совсем соответствует действительности, эти банки присутствуют и никуда не ушли. Задержки платежей связаны с тем, что многие российские контрагенты столкнулись с усилением комплайенса со стороны китайских банков в части поставок в Россию. Могу высказать свое мнение, что китайские банки здесь, собственно, всего лишь копируют те практики, которые приняты в комплайенс-процедурах в западном банковском мире. Многие российские контрагенты к таким практикам не привыкли совершенно и на эти запросы не умеют отвечать. А мы как раз хорошо проходим комплайенс. В течение всего периода работы Кифа у нас проблем с платежами нет, потому что мы китайская компания в Китае, с огромным количеством китайских финансовых институтов, в том числе региональных.
О ПРОХОЖДЕНИИ ПЛАТЕЖЕЙ:
На самом деле для всех российских и китайских компаний это не очень привычно, потому что до этого платежи проходили максимум один-два дня. А сейчас из-за разных процедур, проверок, платежи задерживаются на месяц, на два месяца, на три месяца. И даже какие-то платежи из-за недостаточных подтверждающих документов возвращаются. Эти проблемы были и сейчас тоже есть. Но мы видим, что сейчас идет хорошая тенденция, - многие платежи и многие компании, которые прошли эти проверки, правильно составили пакеты документов, по этим компаниям и платежам скорость увеличивается. Но, конечно, есть еще и те товары, которые имеют сомнение по двойному назначению, они по-прежнему еще не быстро проходят.
Проблемы с платежами сейчас есть, но они уменьшаются, поскольку правительство и банки, все пытаются ускорить и решить эти проблемы.
Наши процедуры полностью соответствуют требованиям китайских и российских банков. Мы много лет работаем со всеми банками, которые работают между Россией и Китаем. То есть у нас есть большие возможности, большая гибкость, и быстрее реакция на разные возможные проблемы. Когда в начале февраля появились новые санкции, никто не был готов.
Мы не гарантируем платежи банков, не можем выступать гарантами за банки, но мы гарантируем то, что поставка осуществится, если покупатель заплатит за товар. Что касается использования привлеченных средств от IPO для так называемых клиентских платежей, я могу привести следующий пример. В прошлом году мы вышли на рынок биржевых облигаций и привлекли заем на 200 миллионов рублей, мы потратили эти деньги на финансирование клиентских поставок. Фактически предоплачивали клиентские логистические и таможенные платежи. Это мы делали, и у нас был хороший опыт. Дальнейших размещений мы не планируем и использование средств для предоплаты тоже.
КАКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ У ВАС БОЛЬШЕ В ОБОРОТЕ?
Основная доля нашего бизнеса - это импорт китайских товаров в Россию. Поэтому наши сделки проходят в основном с китайскими юанями.
НЕКОТОРЫЕ СМИ ПИСАЛИ, ЧТО ЮАНИ ПРАКТИЧЕСКИ ПЕРЕСТАЛИ ПОСТУПАТЬ В РОССИЮ, ЭТО ТАК?
Мы этого не видим и не чувствуем. Если бы перестали поступать, то это бы значило, что платежи в Россию из Китая не уходят, а это не так. Мы видим, что платежи из Китая уходят, они задерживаются на проверке в китайских банках.
В ГОСДУМЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ЗАКОНОПРОЕКТ О РАСЧЕТАХ В КРИПТОВАЛЮТАХ, ВАМ ЭТОТ ЭКСПЕРИМЕНТ ИНТЕРЕСЕН?
Мы внимательно следим за развитием законодательства по обе стороны границы, в частности о новых формах расчетов. Примеряем на себя разные способы оплаты и анализируем, на сколько все нововведения соответствуют бизнес-модели и функционалам, которые есть у нашей платформы. Не так давно мы уже провели несколько платежей с помощью цифровых активов. Речь идет о трансграничных сделках в USDT. Здесь есть определенные возможности, которые облегчают платежи из России в Китай.
НЕКОТОРЫЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО В 2024 ГОДУ РОСТ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА МЕЖДУ РФ И КИТАЕМ БУДЕТ НЕ ТАКИМ ВЫСОКИМ КАК В 2023 ИЗ-ЗА ПРОБЛЕМ С ПЛАТЕЖАМИ, ЧТО ДУМАЕТЕ?
Как минимум, в худшем сценарии, внешняя торговля останется приблизительно на том же уровне, как и в 2023 году, но скорее всего, будет тенденция к увеличению объема.
ПОЯВИТСЯ ЛИ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ С КИТАЕМ?
Российско-китайская торговля интенсивно развивается, даже без подписания подобного соглашения. Смягчение тарифного регулирования каждый год идет. По каким-то категориям товаров снижаются тарифы, по каким-то категориям - увеличивается, в целом они стабильны. Конечно, для нашего бизнеса будет позитивным фактором создание свободной зоны торговли между нашими странами. Поэтому, надеемся, что будет подписано такое соглашение. Как скоро? Учитывая опыт, подобное соглашение с Вьетнамом, это очень долгий процесс переговоров, потому что там слишком много интересов надо учитывать. Пока трудно прогнозировать сроки, когда такое соглашение может быть подписано.
О ПЛАНАХ СОЗДАНИЯ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ТОРГОВЛИ СО СТРАНАМИ, ПОМИМО КИТАЯ:
Что касается развития платформы в других странах, мы ориентируемся на русскоязычные страны бывшего постсоветского пространства. Мы уже присутствуем в Беларуси, работаем там, и мы смотрим на другие русскоязычные рынки, в частности в Средней Азии.
КАЗАХСТАН ИМЕЕТЕ В ВИДУ?
Да, у них с Китаем тоже сильные связи. Но сейчас у нас главная стратегия - развитие рынка в России. Касательно других стран планы пока в разработке. (Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)