Опыт нашей борьбы будет полезен всем, кто ищет путь к миру. Но путь к миру может лежать и через войну.
Si vispacem, para bellum — слова, приписываемые древнеримскому историку Корнелию Непоту, к сожалению, идеально подходят демократическому обществу даже сегодня, в XXI веке. Если хочешь мира, готовься к войне. Да, это абсолютно верно. Это подтверждаю и я, которому пришлось быть в роли главнокомандующего Вооружённых сил Украины, и весь украинский народ, который получил богатый и очень болезненный опыт.
Я родился спустя двадцать восемь лет после окончания одной из самых жестоких и кровопролитных войн в истории человечества. Когда я родился, на города и села уже не падали бомбы, а танки не кромсали землю и все, что на ней растет. Не было ни пронзительных звуков сирены воздушной тревоги, ни автоматных очередей.
А сегодня я молюсь сам и прошу всех вас молиться — просить Бога, чтобы наши внуки никогда не увидели того, что видели наши деды, что видели мы и, к сожалению, наши дети. Ради одного этого нельзя прекращать борьбу за право жить — ни на минуту. Зло рядом, и оно пришло убивать.
Самым ценным для человечества на планете Земля является жизнь, и тем не менее практически вся история состоит из войн. Вернее сказать, из убийств. Эти войны, эти убийства с течением времени разрастались до вселенского размера, становились мировыми. В прошлом веке две мировых войны разделило всего двадцать лет, этии войны унесли более 60 млн жизней. Готово ли человечество спокойно принять новое вселенское страдание — Третью мировую войну?
В какой-то степени это зависит от нас, профессионалов, военных, которые знают о войне практически все. Ведь именно профессиональные военные ведут войны и знают им истинную цену. Цену поражений и побед.
Обращаясь к событиям 2022–2024 годов, части десятилетней войны России против Украины, мы должны честно рассказать человечеству, что происходит и к чему человечеству следует быть готовым. Свободные и демократические страны и их правительства должны проснуться и подумать, как защитить граждан и границы.
Мы готовы поделиться всеми знаниями, опытом и мыслями с теми, кто не оставил Украину в трудные времена и кто ищет мира и спокойствия для своих народов.
Итак, чему же научила нас, украинцев, эта война и особенно полномасштабное вторжение, начавшееся 24 февраля 2022 года?
Прежде всего тому, что нужно избегать войн!
Но если она все-таки начнется, нужно быть к ней готовыми. Готовность к войне следует рассматривать как огромный комплекс мер, охватывающий не только чисто военные аспекты, но все сферы государственной деятельности.
Пожалуй, самая сложная и важная составляющая — готовность общества, основанная на честном и прозрачном общении власти с народом.
Общество должно согласиться временно отказаться от некоторых свобод ради выживания. Современные войны, к сожалению, тотальны. Они требуют усилий не только армии, но и общества в целом. Политики могут и должны мобилизовать общество. Для этого всесторонне привлекаются военные и другие государственные ресурсы: экономика, финансы, население и союзники.
Подобные действия, конечно, повлияют на политические процессы в государстве.
Таким образом, готовность к войне будет определяться не только готовностью армии к отражению агрессии, но и готовностью общества противостоять врагу.
Войну никоим образом нельзя рассматривать как часть внутриполитического процесса. Война — это максимальная концентрация сил для выживания. И только для этого!
«Война — это просто продолжение политики другими средствами», — говорил прусский генерал Карл фон Клаузевиц. Поэтому кажется странным, когда в глобальном масштабе именно война в Украине формирует внутреннюю политику в других странах — это использует враг в своих целях. Я убежден, что война за свободу одной страны должна способствовать укреплению демократии в других свободных странах.
Война — это наука. Наука со своими законами и правилами, которые необходимо знать и изучать. Использование войны в своих целях или попытка повлиять на ее ход в своих интересах — преступление, влекущее за собой огромные жертвы.
Демократической армии, армии свободного общества всегда трудно бороться с армией феодала. Враг считает демократию нашей самой большой слабостью и изо всех сил старается использовать ее. Фейки, ложь, девальвация национальных интересов, попытки посеять недоверие к руководству — вот неполный список инструментов, которыми пользуются россияне.
Россия использует его уже более десяти лет, а демократические общества до сих пор не нашли методов противодействия.
Еще в V веке до нашей эры известный китайский мыслитель Сунь Цзы изложил основные принципы войны, которые остаются актуальными и будут актуальны до тех пор, пока войной правят люди. Однако это лишь основные принципы, которые необходимо дополнить оружием, методами его применения, армией и ее структурами. Именно в такой последовательности меняется война.
Тщательно анализируя наш опыт, подкрепленный цифрами и фактами, я понимаю, что мы стоим на пороге не только огромной работы, но и, главное, перед трудным выбором. Для нас, украинцев, это не только проверка закона вызова и ответа британского историка Арнольда Джозефа Тойнби. Мы ведем полномасштабную и кровопролитную войну, и вызов для нас — физическое выживание.
Как ответить на этот вызов? Как выжить в условиях неоднозначности и противоречивости окружающего мира? Повторю, мы должны осознать, что от нас, украинцев, зависит, будем ли мы жить и будет ли будущее у наших детей.
Без сомнения, история сегодня вновь дает шанс украинскому народу. Холодной ночью 24 февраля 2022 года, когда весь мир наслаждался мирной жизнью и нежился в теплых постелях, украинцы вспомнили, чья кровь течет в их жилах, и вступили в ожесточенную битву с вечным врагом. Простые украинцы, многие лучшие сыновья и дочери Украины, пожертвовали жизнями, чтобы мы получили для себя шанс. Шанс не просто продолжить исконную борьбу, а шанс победить.
Но это было только начало.
Очень скоро мы поняли, что выдержать первый удар, дать противнику достойный отпор мало, что открывается более сложный этап противостояния, когда надо найти свой, особый путь к победе. Поиск этого особого пути привел нас к тому, чтобы наметить уже понятный контур революционных перемен, прежде всего в военной сфере. Как ни странно, но вполне логично, вполне вероятно, что эти изменения, придуманные на полях сражений российско-украинской войны, определят контуры войн и военного искусства в XXI веке. И самое главное, они станут фундаментом всей глобальной системы безопасности будущего.
До недавнего времени можно было с уверенностью сказать, что беспилотные системы являются основной причиной изменения стратегий, форм и методов применения. Но уже сегодня в концепцию новой стратегии ведения войны, вероятно, необходимо ввести более широкое понятие — технологии.
Война, пришедшая к нам в 2014 году, совершенно не похожа на ту, что ворвалась в нашу жизнь 24 февраля 2022 года. Хотя она и основывалась на концепциях 2014 года, но уже была другой и быстро, к маю 2022 года, истощила наши силы.
Но интенсивность боевых действий, необходимость выжить на поле боя вынудили нас восстановить уровень, бывший у армии в начале 2022 года. Тогда внутри этой войны началась новая война. Летом 2023 года воюющие стороны на некоторое время остановились в поисках нового оружия, и было бы целесообразно искать применения новейших технологий. Следствием этого стали бы изменения в структуре частей, отрядов и вооруженных сил в целом.
Именно это логично и научно. Развитие технологий влияет на формы их применения, и только новые формы применения влияют на структуру армий. Эта тенденция неизбежна и будет продолжаться.
Технологии — совокупность не только инновационных решений, но и комплекс мер по разработке, научному обеспечению, обучению, разработке доктрин, которые позволят изменить ситуацию на поле боя в условиях имеющегося у противника преимущества в военном потенциале и ресурсах. Проще говоря, сегодня мы уже изобрели способ сражаться и побеждать более сильные армии XXI века. Очевидно, что именно технологии должны обеспечить устойчивость украинской нации.
В то же время я абсолютно согласен, что российско-украинская война — это еще не война будущего. Это всего лишь война переходного периода. Но именно наша война формирует новые правила. Мы, украинцы, своей кровью и жаждой победы формируем новые модели новой войны. Войны, которая станет войной будущего.
Надо признать, что жажда выживания на поле боя является едва ли не основной причиной поиска путей совершенствования оружия. Сочетание таких факторов, как ограниченность ресурсов, отсутствие должной поддержки, невозможность сосредоточиться на производстве традиционных средств борьбы, привело к значительным изменениям на поле боя российско-украинской войны.
По факту начался новый этап в формах и методах военных действий. Мы видим, как научно-технический прогресс привел в движение колесо истории и вывел на поле боя технологии, которые, вероятно, станут решающими в этой войне и, главное, станут основой глобальной безопасности будущего. Кто быстрее освоит эти технологии — демократический мир или мир тирании — будет зависеть от нас.
Война — это ресурсы и время. Если рассматривать технологии как ресурсы, то в силу различных причин ни Украина, ни Россия не смогут их самостоятельно освоить в ближайшем будущем. Это значит, что единственным выходом может стать увеличение количества человеческих ресурсов, задействованных в боевых действиях. В то же время технологии будут ждать смелых и способных их освоить. Кто ими овладеет, тот решит вопросы глобальной безопасности.
Трудно сказать, как будет развиваться ситуация. Одно можно констатировать: тиранам будет постоянно нужна война для внутреннего использования в качестве инструмента удержания власти. Остальным следует построить от них надежную защиту.
Сегодня именно в Украине находят способы выживания и создают технологии. Но по понятным причинам они не могут масштабироваться. У наших партнеров есть ресурсы, но нет прикладного и практического поля для их проверки. Только вместе мы сможем эффективно использовать ресурс, ведь время больше не работает на нас.
«Следование вчерашним правилам войны не приведет к сегодняшним (или завтрашним) успехам. Именно осознание этого может спасти множество жизней. Мы должны начать бороться с последствиями новых правил войны». Эту цитату я взял у американского генерала в отставке Стэнли Маккристала. И тогда у него были такие слова: «Если нет, мы все останемся позади».
Но я бы сказал более категорично: иначе мы все умрем.