Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Правительство снова запретило вывозить из России бензин после скачка оптовых цен на десятки процентов

EPA / TACC

Правительство России возвращает запрет на вывоз из страны бензина, чтобы потушить пожар на оптовом рынке, где цены взлетели на десятки процентов с начала года и возник дефицит марки Аи-95.

Запрет на экспорт, который был введен 1 марта, а затем отменен в конце мая, будет восстановлен 1 августа, сообщил во вторник курирующий энергетику вице-премьер Александр Новак. 

Пока ограничения запланированы до конца лета, но их срок может быть продлен. «Если действительно мы будем видеть, что на сентябрь–октябрь потребуется продолжение запрета поставок на экспорт бензина, то это решение будет принято», — предупредил Новак (его цитирует «Интерфакс»).

С начала июня оптовые цены на бензин Аи-95 в России взлетели на 44%, превысив 70 тысяч рублей за тонну. А на рынке возник его «хронический дефицит», рассказывали Reuters источники среди трейдеров. Стоимость Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже с начала года выросла на 23% и приблизилась к рекордам осени 2023 года, когда страну охватил топливный кризис в разгар уборки урожая.

После серии украинских ударов по крупнейшим российским НПЗ объемы переработки нефти в июне упали до двухлетних минимумов. Выпуск бензина, согласно Росстату, с конца декабря по конец мая обвалился на 20%, а дизельного топлива — на 11%.

Ответом властей стало засекречивание статистики: с июня Минэнерго перестало публиковать еженедельные оперативные данные по производству топлива, ссылаясь на «геополитическую ситуацию» и необходимость защитить рынок от «манипуляций».

Но едва ли это поможет: топливный кризис — это иллюстрация отложенного эффекта санкций, запретивших поставки в Россию оборудования для нефтезаводов, указывает независимый нефтегазовый эксперт Кирилл Родионов. 

Нефтепереработка — высокотехнологичная отрасль, и технологические санкции здесь напрямую влияют на объем производства, подчеркивает эксперт. Пока ограничения останутся в силе, риски дефицита на российском топливном рынке будут воспроизводиться вновь и вновь, особенно в бензиновом сегменте, где в последние годы выпуск превышал внутренний спрос не более чем на 15%, отмечает Родионов.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку