Bank of China — один из двух крупных китайских госбанков, имеющих дочерние подразделения в России, — больше не работает с попавшей под санкции Московской биржей, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на знакомые с ситуацией источники.
«Дочка» китайской кредитной организации — АО «Бэнк оф Чайна» — выполняла на бирже функции клирингового банка по юаням, через нее проходили все операции в китайской валюте на биржевом рынке. Однако с 15 июля банк отказался от этой роли. Причиной стало внесение Мосбиржи в американские санкционные списки, рассказали источники «Ъ».
В результате торговля юанями — де-факто последней валютой на российском биржевом рынке — оказалась зависима от единственного китайского банка — ICBC Bank. По словам источников «Ъ», его российская «дочка» сейчас проводит клиринг юаневых операций.
Впрочем, и это может продлиться недолго, не исключают собеседники «Ъ» на финансовом рынке: лицензия Минфина США, которая все еще позволяет проводить сделки с подсанкционной биржей, действует до середины августа. Когда ее срок истечет, китайским банкам будут грозить санкции, и биржевая торговля юанем в России может остановиться.
США 12 июня объявили о введении санкций против Московской биржи и ее ключевых расчетных структур — Национального клирингового центра и национального расчетного депозитария. На следующий день биржа остановила торги долларом США, евро и гонконгским долларом, а спустя несколько недель у торговой площадки начали возникать проблемы с юаневыми операциями.
Bank of China прекратил работу с попавшими под санкции российскими банками, после чего о сложностях с выводом юаней с биржи сообщали брокерская компания «Синара» и Сбербанк CIB — инвестиционная «дочка» крупнейшего российского госбанка.
Объемы торгов юанями на Мосбирже резко пошли вниз: в июле это было в среднем 88 млрд рублей в день (по паре юань-рубль с расчетами «завтра»), что на треть ниже, чем в июне, и вдвое меньше показателя января. Одновременно начала схлопываться торговля другими «дружественными» валютами: например, оборот в турецкой лире сжался до ничтожных 20–30 млн рублей в день, хотя в прошлом году превышал 1 млрд. БКС — крупнейший небанковский брокер в стране — объявил, что временно остановил для своих клиентов операции с лирами на биржевом рынке.
В результате, по оценкам ЦБ, почти весь российский валютный рынок превратился в обмен юаней на рубли: доля китайской валюты достигла 99,6%. При этом в Центробанке рассматривают сценарий, что торги юанем остановятся, как это случилось с долларом и евро, рассказывали Bloomberg источники, близкие к регулятору. По их словам, в ЦБ опасаются, что китайские банки полностью свернут сотрудничество с биржей, остерегаясь американских санкций.
Банк России «учитывает риски» остановки торгов юанем, заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина 4 июля. Она добавила, что одновременно «усложнилась ситуация» с трансграничными платежами. С начала года иностранные банки, в том числе в странах, которые Кремль называет «дружественными», массово блокируют расчеты с Россией.