Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия тайно купила более 50 танкеров-газовозов для нового теневого флота

lappino / shipspotting.com

Россия еще в прошлом году начала готовиться к ужесточению санкций против своего СПГ-сектора и скупать старые танкеры, способные перевозить сжиженный газ. Этого следовало ожидать, но повторить успех нефтяного сектора, которому со временем удалось в значительной степени обойти введенные западными странами ограничения, вряд ли удастся, считают эксперты.

Со II квартала 2023 г. более 50 газовозов сменили владельцев и были зарегистрированы в ОАЭ, свидетельствуют данные компании Winward, консультирующей судовладельцев и правительства. В четырех из последних пяти кварталов проводилось более 10 сделок, тогда как ранее они были крайне редки — от нуля до максимум нескольких в квартал, отмечает Financial Times.

По данным Kpler об отслеживании судов, некоторые из приобретенных таким образом танкеров уже работают на маршрутах, использующихся для перевозки российского СПГ. Так, один из них загрузил газ на проекте «Новатэка» «Ямал СПГ».

Четыре танкера ледового класса во II квартале перешли в собственность неизвестной участникам рынка дубайской фирмы White Fox Ship Management, у которой нет собственного офиса, сообщал Bloomberg со ссылкой на глобальную базу судовых данных Equasis. Эти танкеры (North Air, North Mountain, North Sky и North Way) получили разрешение на плавание нынешним летом в акватории Северного морского пути (СМП), по которому вывозится газ с «Ямал СПГ».

Ситуация на рынке СПГ-танкеров указывает на «хитросплетение операций в судоходной отрасли, потенциально связанных с российскими интересами», отмечают аналитики Kpler по рискам и соблюдению регуляторных норм.

Ряд неизвестных ранее компаний с непонятными собственниками, в основном зарегистрированных в ОАЭ, в течение последнего года активно скупали СПГ-танкеры, прежде всего старые, что привело к росту цен на этот тип судов, рассказали FT участники отрасли. Так, один газовоз, купленный в 2007 г. за $50 млн, был продан за $80 млн. Между тем до недавнего времени интерес к судам возрастом более 15 лет падал из-за ужесточения экологических норм и совершенствования технологий, отмечает Тоби Дьюнипейс, управляющий директор по СПГ судового брокера SSY:

Но мы наблюдаем рост стоимости судов такого типа. Одно из объяснений может заключаться в том, что они нужны для теневого флота.

По словам Дьюнипейса, в этом году SSY пришлось отказать в обслуживании нескольким потенциальным клиентам из-за связанных с ними санкционных рисков.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что Россия начнет формировать теневой флот для перевозки СПГ, как раньше она создала его для перевозки нефти, говорит Сергей Вакуленко, старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии. Поскольку США и Катар наращивают производство и экспорт газа, риски перебоев на мировом рынке снижаются, поэтому в дополнению к «Арктик СПГ — 2», который попал под американские санкции в ноябре 2023 г., в черный список могут попасть и другие СПГ-проекты, такие как «Ямал СПГ», отметил он.

Попытки сформировать теневой СПГ-флот, «судя по решительным действиям американцев», обречены на провал, считает эксперт нефтегазового рынка Михаил Крутихин: «Эти суда не смогут выполнять свою транспортную функцию и наверняка подвергнутся бойкоту». Кроме того, добавляет он, ЕС в 14-м пакете санкций запретил в своих портах перевалку российского СПГ, поэтому для вывоза грузов в Азию или Африку с «Ямал СПГ» по СМП необходимы газовозы арктического класса, что сокращает коммерческую рентабельность проекта.

Наконец, СПГ-танкеров в мире в 10 с лишним раз меньше, чем нефтяных, это более специализированные суда, их легче отследить, и для них требуются экипажи с особыми профессиональными навыками.

Поэтому «широко разрекламированным планам России нарастить объем экспорта СПГ [втрое] до 100 млн тонн в год не суждено сбыться», резюмирует Крутихин.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку