С самого первого дня конвенции внимание было приковано к фигуре Трампа из-за неудачного на него покушения. Планировалось, что раненый Трамп появится в последний день, но бывший президент посетил все дни конвенции и выслушал каждого из выступающих.
Знаковым событием на мероприятии стало объявление вице-президента Дональда Трампа, им стал молодой сенатор из штата Огайо Джей Ди Вэнс. Выбор Вэнса сильно контрастирует с временами 2016 года, когда Трампу необходимо было пригласить компромиссную фигуру в свою администрацию, чтобы восстановить отношения с Республиканской партией после агрессивной предвыборной кампании на праймериз. Джей Ди Вэнс в силу своей юности ещё не успел «утонуть в вашингтонском болоте» и, по расчету Трампа, не предаст. Вэнс — активный противником едва ли не каждого пункта в повестке дня Демократической партии, от абортов до ношения оружия.
Его назначение можно считать окончанием примирительной риторики, казалось бы, прозвучавшей с обеих сторон сразу же после покушения, еще одним свидетельством чего были лозунги «Fight! Fight! Fight!», которые подхватывали посетители конвенции.
На конвенции было ещё несколько ярких моментов, но ни один из выступающих не стремился «украсть» внимание, которое должно было быть и было приковано к Дональду Трампу. Республиканцы, в отличие от демократов, намного реже привлекают для политических мероприятий селебрити. На республиканской конвенции выступал бывший рестлер и киноактёр Халк Хоган. Выйдя к трибуне, он разорвал на себе футболку, под которой была майка «Трамп Вэнс 2024» с криком «Пусть трампомания правит вновь» (Let Trumpomania rule again).
Трамп выступал с перевязанным ухом и подробно рассказал о покушении, хотя и начал с того, что говорить об этом очень тяжело. Когда он упоминал Кори Комператоре, начальника пожарной части, погибшего от пули стрелка, на сцене появилась пожарная форма и шлем, а Трамп прервал речь, чтобы почтить его память минутой молчания. «Я не должен был быть здесь», — повторил Трамп несколько раз, поблагодарил Бога, но ни разу не упомянул сотрудников Секретной службы.
Выступление носило программный характер. Трамп подробно критиковал действующую администрацию. Часть его речи была посвящена внешней политике: значительное место получили мигранты и Китай.
Интересен ход его мыслей насчет России: «При Буше Россия вторглась в Грузию, при Обаме — оккупировала Крым, при нынешней администрации — попыталась захватить всю Украину. И только при моей администрации Россия не занималась военной агрессией». Трамп в очередной раз обещал «закончить военный конфликт одним телефонным звонком», а из иностранных лидеров отметил Виктора Орбана «который обращается ко мне „ваше превосходительство“» (your excellency) и Ким Чен Ына, который «будет рад видеть меня снова, мне кажется, он скучал по мне».
На конвенции принята платформа Республиканской партии. Многие эксперты обратили внимание, что в отличие от предыдущих платформ, нынешняя — скорее набор лозунгов, а не конкретный план действий. Параллельно с этим большое внимание привлекла публикация доклада «Проект 2025», подготовленный экспертами фонда Heritage. В нем содержатся положения и конкретный план действий, который предлагается «следующему консервативному президенту». Многие из соавторов доклада работали в администрации Трампа.
Общее впечатление от конвенции — внутриполитический расклад сил ровно противоположный по сравнению с 2016 годом. Республиканская партия объединилась вокруг Дональда Трампа в то время, как в Демократической партии все сильнее назревает внутренний кризис — из-за отсутствия лидера.
Все более высокопоставленные демократы (Нэнси Пелоси, Чак Шумер, Адам Шифф, Хаким Джефриз и др.) просят Байдена снять кандидатуру, а аргументируют это уже не только тем, что Байден менее популярен, чем Трамп, но и тем, что негатив в отношении Байдена может негативно отразиться и на перспективах победы демократических кандидатов на выборах в Конгресс.
Судя по всему, демократы переключились с президентской кампании на предвыборные гонки в законодательной власти, чтобы в случае вероятной победы Трампа иметь возможность сдерживать его политические инициативы. Вероятно, последнее слово должен сказать Барак Обама, он остается самым популярным демократическим спикером. Пока что он публично не высказывался о проблеме, но пресса пишет, что и он намерен убедить Байдена завершить предвыборную кампанию. Пока же Байден отвлекся от публичной деятельности на ковид, ожидается, что решение будет принято в ближайшие выходные.