МОСКВА, 19 июл (Рейтер) - Российский рынок топлива столкнулся с хроническим недостатком автобензина Аи-95, оптовые партии которого подорожали уже на 22.400 рублей за тонну (+44%) за последние полтора месяца, и это далеко не предел, уверены участники рынка.
По их мнению, причина дефицита в том, что спрос в корзине высокооктановых марок заметно сместился в этом году к Аи-95, а производители и регуляторы не успели учесть эти изменения.
Кроме того, действующий с марта запрет на экспорт бензина вызвал снижение стоимости продукта весной, а когда в июне власти временно вернули возможность его экспортировать, цены стали быстро расти, особенно на фоне плановых ремонтов крупных НПЗ.
По словам вице-премьера Александра Новака, ситуацию с дефицитом Аи-95 позволят сгладить запасы бензина и выход из ремонта в ближайшее время ряда НПЗ, которые возобновят выпуск топлива.
«Напрягла ситуация по 95-му (автобензину), но мы эти вопросы решаем... Рынок так реагирует, так как есть общая ситуация, связанная с ремонтной кампанией», - говорил Новак в кулуарах Кавказского инвестиционного форума 16 июля.
Средняя оптовая цена Аи-95 по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 19 июля достигла 73.605 рублей за тонну, приближаясь к историческому рекорду, установленному в сентябре прошлого года (76.068 рублей за тонну) в разгар последнего топливного кризиса.
Производители в настоящее время создают запасы автобензина на период масштабных осенних ремонтов НПЗ и не имеют достаточных свободных объемов продукта, чтобы предложить их рынку и сбить цены, говорят отраслевые специалисты.
«В конце июля несколько заводов вернутся в работу, но осенние ремонты очень большие, и там падение значительное. Сместились с весны на осенние месяцы. Будет недостаток, поэтому компании активно копят (ресурсы) сейчас. Приоритетно направляют на свои сбыты», - уверяет источник.
Участники биржевых торгов говорят о хроническом недостатке предложения оптовых партий Аи-95.
«'Пятого' просто не хватает на всех. Заявки незакрытые остаются - от этого постоянное подорожание. Клиенты на росте требуют покупать. Ажиотаж. Хотят запас, чтобы не оставить АЗС без бензина. Боятся, что будет хуже, когда начнутся осенние ремонты (НПЗ)», - рассказывает трейдер на бирже.
Подъем цен на Аи-95 может объясняться также невозможностью свободного ценообразования для Аи-92 из-за наличия в Налоговом кодексе предельной цены Аи-92, обнуляющей выплату демпферной субсидии, тогда как премия в цене Аи-95 может беспрепятственно расти, восполняя переработчикам отставание стоимости Аи-92 от экспортного паритета.
Оптовая цена Аи-95 с прошлой недели рекордно обогнала среднюю стоимость партий Аи-92 и продолжает увеличивать отрыв. На прошлой неделе разность средних оптовых цен Аи-95 и Аи-92 впервые в истории превысила 12.000 рублей за тонну, а на текущей неделе уже преодолела отметку 15.000 рублей за тонну.
Источники в нефтяных компаниях уверяют, что объемы реализации на бирже Аи-92 и Аи-95 в этом году за период январь-июль соответственно на треть и в полтора раза выше, чем за этот же период 2023 года.
На это заправщики возражают, что ни у кого из независимой розницы, для которой в первую очередь и реализуются биржевые объемы, не было такого роста продаж.
«У нас пролив почти не меняется год к году. Не знаю никого, кто бы имел такой рост. У всех ровно идет. С чего такое повышение (реализации) на бирже? Только от того, что ВИНКи друг другу больше продавать стали. У них пролив »пятого« сильно больше, поэтому так гоняются за ним», - уверен представитель независимой розницы в Южном ФО.
В апреле и мае суммарный объем реализации Аи-92 и Аи-95 на СПбМТСБ превосходил показатель соответствующего месяца прошлого года в среднем на 60%. В июне, на фоне временной отмены запрета на экспорт автобензина, объем его продаж превышал прошлогодний показатель уже на 40%, а в июле - лишь на 15%.
В июле средние за торговую сессию объемы реализации Аи-92 и Аи-95 стали наименьшими с сентября и ноября прошлого года соответственно.
СТРУКТУРА СПРОСА
По мнению розничных операторов, опережающее подорожание Аи-95 на пике сезона вызвано отставанием производственных планов нефтепереработчиков от изменений структуры спроса - непрерывный рост доли Аи-95 в объёме реализации высокооктановых бензинов.
Так, в европейской части РФ потребление Аи-95 сравнялось с объемами Аи-92, а в некоторых городах превышает долю Аи-92, уверяют владельцы АЗС. При этом российские НПЗ выпускают Аи-92 и Аи-95 в соотношении приблизительно 55/45, а биржевые продажи Аи-92 и Аи-95 в этом году идут в соотношении 60/40 (63/37 в прошлом году). «Несколько лет назад на литр 'пятого' продавали три литра 'второго'. Теперь соотношение два к трем даже на заправках в глухих районах области. АЗС на трассах в сторону Москвы поровну второй и пятый, летом пятого даже больше могут продавать», - рассказал владелец сети АЗС в Центральном ФО.
По информации источников в отрасли, объем производства высокооктанового бензина в текущем месяце несколько увеличился: относительно июня более чем на 3% и на 7% - по сравнению с маем. В июле соотношение выпускаемых объемов Аи-92 и Аи-95, по оценке отраслевых специалистов, немного сместилось в сторону последнего и составляет в текущем месяце приблизительно 52/48.
В то же время технические специалисты обращают внимание на то, что невозможно безболезненно нарастить выпуск Аи-95.
«Можно вместо части Аи-92 изготовить Аи-95, только надо учитывать, что в этом случае выпуск Аи-92 сократится больше, чем прибавится Аи-95. При неизменном пуле бензиновых компонентов общий выпуск автобензина снижается при увеличении доли продукта с более высоким октаном», - объясняет технолог.