Вооруженные силы Украины (ВСУ) вышли из села Крынки Херсонской области, сообщили источники «Украинской правды» в морской пехоте. Форпост, который бойцы удерживали на подконтрольном России левом берегу Днепра с октября 2023 года, пал. Косвенно это подтвердил спикер оперативно-стратегической группировки войск «Таврия» Дмитрий Лиховий.
«Действительно, большинство основных позиций украинских войск в этом селе в результате интенсивного комбинированного и продолжительного огневого воздействия противника разрушены подчистую. Само село превратилось в груду камней», — сказал он, добавив, что в Крынках уже «фактически невозможно держать оборону».
Вместе с тем Лиховий отметил, что украинские военные продолжают выполнять боевые задачи на левом берегу Днепра и удерживают там «другие плацдармы». Он также добавил, что россияне потеряли на этом направлении в 4-5 раз больше бойцов, чем ВСУ, однако конкретные цифры не привел.
Между тем, по данным Национальной полиции, пропавшими без вести в Крынках числятся 788 украинских военных, сообщило издание «Слідство.Інфо». Речь идет о периоде с октября 2023-го по июль 2024 года. За это время в селе погибли по меньшей мере 262 солдата — их тела удалось вывезти оттуда и похоронить.
По подсчетам OSINT-аналитика Naalsio, который сотрудничает с проектом Oryx, за время операции в Крынках Украина потеряла 58 единиц техники, а Россия — 271.
Журналисты поговорили с несколькими бойцами из разных бригад морской пехоты ВСУ, которые либо сами были в селе, либо доставляли туда людей. Большинство собеседников назвали оборону Крынок сверхтяжелой задачей с ограниченным ресурсом. По их словам, село «стерли вдребезги, не осталось даже руин», и удержание этих позиций стало для многих «дорогой в один конец».
Операция по созданию плацдарма на восточном берегу Днепра с самого начала вызывала споры. Она рассматривалась как попытка открыть новый фронт на юге, который нарушил бы логистику России и заставил ее перебрасывать войска в этот район. Однако из-за географических особенностей местности и сложившейся расстановки сил реализовать план без потерь было невозможно. «Заходим в Крынки, можно сказать, что сразу в кольцо. Справа россияне, слева, впереди россияне, а сзади — вода. Отступать некуда», — вспоминал один из морпехов.
Бои по захвату позиций затянулись на месяцы, и украинские военные, участвовавшие в операции, жаловались на ее жестокость и бессмысленность. Солдаты, переправлявшиеся через реку, были легкой добычей для российских беспилотников и минометов. Когда они высаживались на восточном берегу, им негде было спрятаться, потому что разбомбленная местность превратилась в сплошную грязь, а дома сровняли с землей.
«С военной точки зрения мне трудно найти основания для этой операции. Какими бы ни были ее первоначальные цели, скорее всего, они не были достигнуты», — заявил The New York Times аналитик из финской группы Black Bird Эмиль Кастехельми.
Он также добавил, что со временем эта операция стала «политически мотивированной», поскольку руководство хотело показать сомневающимся западным союзникам, что Украина все еще может вести наступление. В результате ВСУ не только не расширили свое присутствие на восточном берегу, но и потеряли бойцов, которые могли быть задействованы на других участках фронта.
Река Днепр разделяет две армии на юге. Украина получила контроль над западным берегом осенью 2022 года в результате успешного контрнаступления — тогда Россия была вынуждена оставить Херсон. Село Крынки находится между Алешками и Новой Каховкой на берегу реки Крынка, которая впадает в Днепр. Оно отделено от основного русла островами.