Главный российский производитель грузовиков — КамАЗ столкнулся с обвальным падением прибыли на фоне прихода на российский рынок конкурентов из Китая.
Чистая прибыль компании по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в первом полугодии упала в 20,3 раза, до 641,1 млн руб. Одновременно с этим выручка производителя снизилась на 14,9%, до 156,3 млрд руб., следует из отчетности КамАЗа.
В концерне объяснили «Коммерсанту» низкие показатели высокой базой 2023 года, когда наблюдался ажиотажный спрос. Также на финансовом состоянии компании сказался высокий уровень ставки Центробанка и связанный с этим рост стоимости финансирования, утверждают в КамАЗе.
Согласно данным «Автостата», в 2023 году рынок грузовиков свыше 3,5 тонны вырос на 71%, до 143,7 тыс. штук. При этом за первые шесть месяцев текущего года продажи в этом сегменте составили 60,5 тыс. штук, что на 3,6% ниже показателя прошлого года. В июне продажи всех марок из топ-5, включая КамАЗ, сокращались, за исключением китайской Dongfeng (рост на 71%).
КамАЗ сократил продажи в первом полугодии на 30%, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Однако, по его словам, у концерна остается высоким объем госзаказа. Источник «Коммерсанта» на рынке также отметил, что возможности КамАЗа увеличить поставки техники на рынок ограничивают прежде всего заказы со стороны государства.
Из-за необходимости снабжать техникой фронт в Украине доля КамАЗа на отечественном рынке сократилась с 36% в 2022-м до 20% в 2023 году, следует из данных Минпромторга РФ. На этом фоне российский рынок грузовых автомобилей стали завоевывать китайские компании.
В прошлом году самым продаваемым грузовиком в стране стал китайский Sitrak С7Н, который купили в количестве 19 684 штук. Такое случилось впервые: до сих пор первую строчку всегда занимали модели КамАЗа.
Как отмечали участники рынка, коммерческие заказчики выбирают «китайцев», поскольку они заметно дешевле КамАЗа. Кроме того, «китайцы» представляют собой более легкие в управлении копии привычных европейских автомобилей, в отличие от КамАЗа, к которому нужен «особый подход», объяснял дилер грузовых автомобилей.
В то же время, по словам Бабанского, в этом году покупатели стали скептически относиться к китайским грузовикам из-за проблем с запчастями, которые до сих пор приходится заказывать напрямую из Китая.