Крупнейший российский производитель вина «Кубань-Вино» и другие перешедшие под контроль государства предприятия группы компаний «Ариант» столкнулись с трудностями в поставках зарубежных запчастей и оборудования после национализации. Об этом пишет «Газета.ru» со ссылкой на источник, близкий к «Арианту». Проблема обусловлена изменением статуса предприятий на государственные, а также финансовыми трудностями, возникшими у компаний после смены собственника.
«Сейчас поставщики-нерезиденты отказываются от исполнения контрактов для винодельни, поскольку отгрузка в адрес государственного предприятия находится под усиленным надзором. С конца мая „Кубань-Вино“, как и другие активы ГК „Ариант“, были переданы в управление структуре Россельхозбанка. Банк находится под санкциями ЕС и ряда других стран, а также был отключен от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT в июне 2022 года», — объяснил источник.
Выполнение других инвестиционных проектов «Кубань-Вино» оказалось под угрозой из-за нехватки средств, поскольку счета винодельни, равно как и других предприятий ГК «Ариант», попали под арест еще 28 марта, добавил он: «Это привело к остановке заемного финансирования, необходимого в том числе для расчетов с поставщиками».
Источник указал, что после смены собственника и назначения нового управляющего обеспечительные меры начали снимать, однако ограничения на привлечение кредитных средств у предприятий до сих пор сохраняются.
Как отметил заместитель генерального директора «Кубань-Вино» Евгений Емельянов, в РФ почти все оборудование, используемое в винодельческой отрасли, — импортное. «Производители высокотехнологичного винодельческого оборудования — это, как правило, глобальные игроки, чья продукция ориентирована на продажи по всему миру», — подчеркнул он.
По словам учредителя Vine& Wine Consulting Леонида Фадеева, до 2022 года технологическое оборудование российские виноделы закупали в двух основных странах — Франции и Италии. «Весь серьезный костяк технологий, которые есть в винодельческой отрасли, идет из этих двух стран — тракторы, различные агрегаты, линии приемки, пресса, емкостной парк, бочки, линии розлива и фильтрационное оборудование», — объяснил он. Сейчас крупные производители отказываются работать в России из-за опасений попасть под санкции за такое сотрудничество, отметил Фадеев.
Крупнейшего в России производителя вина «Кубань-Вино» национализировали в апреле. Тогда в собственность государства также перешли: самое крупное виноградарское предприятие — агрофирма «Южная», винный производитель «Центр пищевой индустрии — Ариант» и специализирующаяся на разведении свиней агрофирма «Ариант». Ранее всеми перечисленными компаниями владела ГК «Ариант», а передать активы в государственную собственность потребовала Генпрокуратура.
«Кубань-Вино» является самым крупным в России производителем вина и владельцем виноградников. В прошлом году компания произвела 95,5 млн бутылок вина, еще 38,9 млн бутылок различных алкогольных напитков произвел «ЦПИ — Ариант». В числе брендов холдинга — «Шато Тамань», Aristov, «Высокий берег» и другие.
Генпрокуратура ранее потребовала конфисковать в счет «незаконного обогащения» на 105 миллиардов рублей активы экс-владельцев АО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (ЧЭМК) — Юрия Антипова и Александра Аристова. Антипов и Аристов получили контроль над ЧЭМК в 1990-е годы, тогда же они основали группу «Ариант», в которую вошли предприятия пищевой промышленности, в том числе «Кубань-Вино». В 2020-м они разделили бизнес: первому отошли металлургические заводы, второму — активы в виноделии и пищевой индустрии.
По подсчетам «Новой газеты. Европа» и «Transparency International — Россия», под контроль РФ за 2022–2023 гг. перешли более 180 частных предприятий, а требования о национализации, поступившие в суды за два года, касались почти двухсот компаний. В основном это предприятия, выпускающие продукцию военного назначения, а также активы «непатриотичных» бизнесменов. При этом до войны, в 2020 и в 2021 годах, Генпрокуратура подавала в суд не более трех таких требований ежегодно, а в 2010-е их число не превышало одного в год.
В мае глава ЦБ Эльвира Набиуллина предупредила, что передел собственности и национализация активов будут иметь серьезные последствия для экономики, в результате чего на обозначенной Владимиром Путиным цели удвоить капитализацию российского фондового рынка до 66% ВВП к 2030 году можно будет поставить крест.