ТОКИО, 18 июл (Рейтер) - Предполагается, что японские власти несколько раз в июле проводили интервенции на валютном рынке, чтобы поддержать курс иены, что подчеркивает их дискомфорт по поводу давления, которое слабость валюты оказывает на домохозяйства из-за удорожания импорта.
Хотя власти не подтвердили, вмешались ли они в ситуацию, ниже объясняется тактика интервенций Токио и то, что подобные шаги могут означать для денежно-кредитной политики Японии:
ПОЧЕМУ ВЛАСТИ ВМЕШАЛИСЬ?
До предполагаемой интервенции иена удерживалась на 38-летних минимумах, пройдя отметку 160 за доллар, что заставило чиновников все больше беспокоиться о том, что рост стоимости импорта может негативно сказаться на слабом частном потреблении.
Слабость иены уже отразилась на рейтинге одобрения премьер-министра Фумио Кисиды в преддверии гонки за место лидера в правящей партии в сентябре.
Решение не реагировать на падение иены могло бы вызвать у рынков впечатление, что Токио закрывает глаза на спекулятивные движения, не соответствующие фундаментальным показателям.
ЧТО ОТЛИЧАЕТСЯ НА ЭТОТ РАЗ?
В отличие от предыдущих интервенций, которые обычно происходили во время резкого падения иены, предполагаемая интервенция 11 июля произошла, когда доллар уже снижался в ответ на слабые данные об инфляции в США.
Это говорит о том, что Токио попытался воспользоваться моментом, когда на рынке уже происходило колебание в пользу иены. Растущая вероятность скорого снижения процентных ставок в США также позволили бы Японии говорить о том, что дальнейшее падение иены по отношению к доллару не отражает фундаментальных показателей, и таким образом оправдать вмешательство.
Некоторые аналитики считают, что изменение тактики могло быть направлено на то, чтобы заставить рынки гадать, когда власти могут снова вмешаться. Заместитель министра финансов Японии по международным делам Масато Канда сказал, что нет какого-то определенного периода времени, по которому можно было бы судить о чрезмерном движении иены.
Сообщение СМИ о том, что Япония провела анализ курса для пары евро/иены, также взбудоражило рынки, поскольку Токио редко проводит интервенции против единой европейской валюты.
ГДЕ ПРОХОДИТ КРИТИЧЕСКАЯ ЧЕРТА?
Власти говорят, что у них нет конкретных уровней, которые они отслеживают. Однако трейдеры оценивают отметку в 160 иен за доллар как критическую черту, которая повышает вероятность интервенции.
Например, Токио потратил 9,8 триллиона иен ($62,7 миллиарда) на интервенции на валютном рынке в конце апреля и начале мая, после того как 29 апреля японская валюта достигла 34-летнего минимума в 160,245 за доллар.
Позже курс иены упал до 38-летнего минимума в 161,96 за доллар 3 июля, после чего на прошлой неделе предполагаемая интервенция вернула его ниже уровня 160.
ЧТО ЕЩЕ МОЖЕТ СПРОВОЦИРОВАТЬ НОВЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ?
Рост стоимости импорта из-за слабой иены грозит сорвать усилия властей, направленные на то, чтобы рост зарплат с учетом инфляции стал положительным и дать домохозяйствам больше покупательской способности.
Если недовольство общества инфляционными последствиями слабой иены усилится, то может возрасти политическое давление на власти вновь вмешаться, чтобы остановить падение валюты.
ИЗМЕНИТСЯ ЛИ ТАКТИКА ПРИ НОВОМ РУКОВОДСТВЕ?
Текущий главный валютный дипломат Японии Масато Канда, руководивший масштабными интервенциями в 2022 и 2024 годах, как известно, агрессивно предостерегал рынки от давления на иену.
Срок полномочий Канды истекает в июле, и его сменит Ацуси Мимура, ветеран финансового регулирования, о чьих взглядах на валютную политику мало что известно.
Вероятно, при новом главе валютного ведомства политика Японии в отношении обменных курсов останется в целом неизменной. Однако стиль общения с рынками может измениться, поскольку некоторые дипломаты склонны делать более явные предупреждения, чем другие.
КАК ПОСЛЕДНЯЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ МОГЛА ПОВЛИЯТЬ НА ПОЛИТИКУ ЦЕНТРОБАНКА?
Рынки расходятся во мнениях по поводу того, как последняя интервенция Токио может повлиять на решение Банка Японии о повышении процентных ставок на заседании 30-31 июля.
Банк Японии может испытывать давление сотрудничать с правительством в его усилиях с целью замедлить ослабление иены, прибегнув к двойному ястребиному сюрпризу - количественному ужесточению и повышению ставки.
Но это может создать у рынков впечатление, что движение иены является ключевым фактором при принятии решения ЦБ о ставке. Этого регулятор хочет избежать, поскольку это противоречит протоколу центрального банка, согласно которому денежно-кредитная политика не должна использоваться в качестве инструмента для прямого контроля движения валюты.
По мнению аналитиков, если недавняя интервенция сможет переломить тенденцию к ослаблению иены, это может дать Банку Японии больше гибкости в выборе времени для следующего повышения ставки.
В Японии решение о проведении интервенций на валютном рынке принимает министерство финансов, а центральный банк выступает в качестве исполнителя.
($1 = 156,4200 иены)
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Макико Ямадзаки, Лейка Кихара и Такая Ямагути)