Если Европа до сих пор не слышала сигнала тревоги, то решение Дональда Трампа взять в вице-президенты Джей Ди Вэнса — оглушительная сирена. Она предупреждает, что Трамп еще в большей степени сосредоточится на политике «Америка прежде всего, Европа — напоследок», каковая будет иметь самые серьезные последствия и в виде резкого уменьшения оборонительной роли США в Европе, и в развитии конфликта в Украине, и в перспективах безопасности Запада в целом.
Кандидат в вице-президенты при Трампе отнюдь не ястреб: когда Россия готовилась вторгнуться в Украину в феврале 2022 года, он сказал: «Должен быть с вами честен, меня не волнует, что там произойдет с Украиной». С тех пор Вэнс последовательно выступает с идеей, что Украине надо прекратить сопротивление и начать переговоры с РФ и что Европа и НАТО не должны все время прятаться под зонтик безопасности, раскрытый США.
Говоря проще, если США будет руководить администрация Трампа-Вэнса, резко повышается вероятность, что Европа останется один на один с российской военной угрозой. Самое время европейцам удариться в панику!
Страны на восточном фланге Европы, такие как Польша или Эстония, давно уже предупреждают о серьезной российской военной угрозе, о перспективах прямой войны с Россией в ближайшие два-три года, срок зависит от того, как будет сопротивляться Украина. Мнение Польши и стран Балтии часто игнорируют, а оно состоит в том, что конечная цель РФ — поставить под вопрос непоколебимость НАТО в исполнении статьи 5 ее устава (о безусловной защите любого члена альянса, на которого совершено нападение) и таким образом дать понять о стратегической бесполезности НАТО. Эти страны также подчеркивают, что как только война в Украине закончится — например, теми самыми мирными переговорами, о которых все время мечтает Трамп, — российская армия высвободится, и ее части можно будет перебросить на какое-то новое направление.
***
Россия испытывает военные трудности в Украине, но там получило широкое распространение убеждение, что статья 5 устава НАТО — блеф. И у России много способов протестировать справедливость этого мнения без того, чтобы развязать настоящую войну.
К примеру, реваншистские взгляды России на границы Балтийского моря могут спровоцировать морскую агрессию; реальны и террористические или кибернетические атаки на критически важную инфраструктуру с очевидным организатором; наконец, РФ может устроить разведку боем на территории одной из стран Балтии или, например, на шведском острове Готланд. Если одна из подобных попыток РФ не вызовет адекватного ответа в духе статьи 5, Россия продолжит провокации, пока не добьется дестабилизации ситуации в нескольких странах.
Увы, во многих европейских столицах продолжают считать, что Россия не имеет цели проверить, работает ли статья 5 НАТО, они там все еще живут в мире стабильной самоуспокоенности времен президентства Дональда Трампа — и не замечают, что появились нюансы, которыми Россия легко может воспользоваться. Мало этих прискорбных заблуждений, так в Европе еще и отсутствует консенсус о приемлемых рисках эскалации — то есть о том, какие «границы» Россия должна нарушить, чтобы уже можно было отвечать ей. Европа не демонстрирует ни силы, ни единства, и без поддержки США (а при Трампе-Вэнсе она ох как неочевидна) разногласия могут запросто парализовать Европу, лишить ее способности отвечать.
Психологически Европа все еще не готова действовать в одиночку.
***
Картина боеготовности столь же безрадостна. Возьмем Германию. Канцлер Олаф Шольц собрал специальный фонд, 100 млрд евро, на закупку современных вооружений — и что же? Комиссар Бундестага по вооруженным силам Германии Ева Хогль ужасается, как мало у Бундесвера всего-всего. Хогль хочет, чтобы численность немецкой армии увеличилась со 181 000 до 203 000 человек.
Схожие проблемы у британских вооруженных сил. В феврале комитет по обороне Палаты общин обсуждал нехватку военных кадров и техники в стране — настолько острую, что военный потенциал Британии истощится после всего двух месяцев войны. А оборонный подрядчик Northrop Grumannнедавно предупредил, что британская противовоздушная оборона располагает настолько ограниченными возможностями, что можно говорить о ее незначительности.
Европейский оборонно-промышленный комплекс тоже пока не готов существовать без американской помощи. В июне комиссар ЕС по внутреннему рынку Тьерри Бретон объявил, что в 2024 году ЕС произведет 1,7 млн 155-мм снарядов. Но люди, знакомые с ситуацией в европейской военной промышленности, предупреждают, что на деле ЕС может выпустить не более трети от заявленного количества, что больше похоже на правду.
ЕС всего на 30% исполнил обязательства по поставкам снарядов в Украину: 300 000 из обещанного миллиона! Россия же производит от 2,5 млн до 5 млн снарядов в год и может импортировать еще очень много снарядов из Беларуси и Северной Кореи.
Мрачная картина! Настало время привнести жизненно важное ощущение неотложности в сам процесс принятия решений в Европе.
***
Расходы на оборону на континенте медленно растут. В феврале генсек (пока еще) НАТО Йенс Столтенберг заявил, что члены европейского альянса коллективно потратят 380 млрд долларов на оборону в 2024 году. Заметное увеличение! Польша планирует увеличить оборонный бюджет даже до 5% ВВП в 2025 году, а министр обороны Германии Борис Писториус говорит о военных расходах в размере 3,5% ВВП.
Стратегия оборонной промышленности ЕС уже помогает правительствам — военные заводы готовы взять на себя производство гражданского оружия при чрезвычайной ситуации и упрощает правила продажи оружия третьим странам. Реформы командной структуры, например интеграция в Германии структур, контролирующих внутренние и внешние развертывания войск, в новое центральное командование, обнадеживают — как обнадеживает и назначение здравомыслящего ястреба, бывшего премьера-министра Эстонии Каи Каллас, главным дипломатом в Брюсселе.
Но все-таки Европа слишком расслабилась со времен холодной войны, необходимо еще очень многое.
В первый свой срок Трамп предоставил Украине летальное оружие и использовал угрозу выхода США из НАТО, чтобы напугать европейских союзников и заставить их увеличить расходы на оборону. Второй его срок (если он будет) станет совсем иным. Вэнс твердо убежден, что военные ресурсы США должны быть перенаправлены в Индо-Тихоокеанский регион, и более привержен ближневосточному присутствию, чем европейскому. Спикер Палаты представителей Майк Джонсон и многие его коллеги думают иначе, но они вряд ли будут подрывать единую позицию Трампа-Вэнса.
Позиция Трампа явно ужесточается, так что Европа не может не стать стать более самостоятельной. И не только ради Украины, но и ради всего континента. Вчера было уже слишком поздно.