В России начнут признавать «террористами и экстремистами» граждан, которых власти посчитают причастными к совершению преступлений «по мотивам ненависти». Причем в реестр Росфинмониторинга будут попадать не только осужденные, но и подследственные, включая подозреваемых, вина которых не доказана.
Соответствующий законопроект разработало правительство в рамках исполнения указа президента России Владимира Путина. Поправки внесли в Госдуму 15 июля.
Кабмин предлагает включать в реестр «экстремистов и террористов» фигурантов дел о «дискредитации» Вооруженных сил и «фейках» про армию (статьи 280.3 и 207.3 УК). Аналогичные меры будут приниматься в отношении подозреваемых или осужденных по статьям о хулиганстве, нанесении телесных повреждений, истязании, убийстве, геноциде и действиях, направленных на нарушение территориальной целостности России.
Кроме того, в законопроекте есть оговорка, что вносить в список «экстремистов и террористов» могут и тех, кто совершил «иные преступления» по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти в отношении какой-либо социальной группы.
Включение в реестр Росфинмониторинга сулит ряд неприятностей. «Террористам и экстремистам» блокируют счета. Им запрещается осуществлять финансовые операции на более чем 10 тысяч рублей в месяц, пользоваться банковскими картами, распоряжаться имуществом, вступать в наследство, а также получать стипендию, пенсию и пособия. Кроме того, человеку с таким статусом сложно устроиться на работу, поскольку в большинстве случаев компании не хотят с ним связываться. Также ему тяжело найти себе адвоката из-за проблем с оплатой услуг.
За первый квартал этого года в реестр «террористов и экстремистов» в России добавили 669 человек, что стало рекордом по сравнению с аналогичными периодами как минимум за последние пять лет. В 2023 году в реестр попали 1826 физлиц и девять организаций. При этом в перечне находятся не только люди, обвиненные в терактах или их подготовке, но и граждане, осужденные по политическим статьям, например, за «дискредитацию» армии.
Глава движения «Русь сидящая» Ольга Романова обратила внимание, что для включения в реестр достаточно решения следственных органов, то есть это можно сделать без приговора или специального постановления суда. При этом, чтобы выйти из списка Росфинмониторинга, нужно отсидеть срок, а затем добиться снятия судимости. «Судимость снимается либо по суду, а вам ее не снимут, если вы в этом списке Росфинмониторинга, либо по прошествии 8-10 лет после срока. И вот дальше вы начинаете с ними судиться, потому что просто так вас автоматически оттуда не вынут», — отметила Романова в комментарии журналисту Александру Плющеву.
Она подчеркнула, что все это время человек со статусом «террориста и экстремиста» будет продолжать находиться под ограничениями. «Вы можете проводить финансовые операции только на 10 тысяч рублей в месяц. Если у вас есть иждивенцы, то прибавляется еще по 10 тысяч на каждого. Купить квартиру, продать квартиру, машину, стиральную машину, что угодно — все это невозможно. Открыть счета, закрыть счета, проводить финансовые операции — все, до свидания, вы ничего не можете этого делать», — заключила Романова.
В течение последних десяти лет список Росфинмониторинга расширился в пять раз. Сейчас он насчитывает более 14 тысяч имен. «Террористами и экстремистами», в частности, названы писатель Борис Акунин, 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин, преподаватель «Шанинки» Борис Кагарлицкий, вдова Алексея Навального Юлия, режиссер Евгения Беркович и сценарист Светлана Петрийчук.