Власти отчаянно пытаются сбалансировать валютный рынок, выведенный из равновесия многочисленными санкциями. Правительство снизило требование обязательной репатриации и продажи валютной выручки крупнейшими экспортерами в 1,5 раза – с 60% до 40%. Курс рубля стабилизировался, достигнут достаточный уровня валютной ликвидности, объясняет правительство свое решение.
Это второе смягчение требований за месяц, прошедший с введения санкций на Московскую биржу и китайских дочек крупных российских банков. В конце июня правительство сократило долю обязательно продаваемой выручки с 80% до 60%. Таким образом, норматив сократился вдвое после введения санкций.
Они еще больше усложнили внешнеторговые расчеты, которые и прежде шли со скрипом. Бирже пришлось остановить торги долларами и евро, на которых многие экспортеры покупали «токсичные» валюты, а эффективность использования «ВТБ Шанхай» и других дочек российских банков в оплате поставок из Китая резко снизилась. Прекращение биржевых торгов может затронуть минимум 22% импорта и 19% экспорта, оценивал экономист Газпромбанка Павел Бирюков.
Основной удар пришелся по импортерам, сообщал Центробанк. Валютная выручка от экспортеров как продолжала поступать в страну, так и поступает, отмечал профессор ВШЭ Евгений Коган. Возможно, кому-то из них стало сложнее заводить валюту, создавая риски для выполнения 60% норматива продаж, допускает экономист Дмитрий Полевой, хотя «пока было ощущение, что экспортная выручка продолжает поступать как и раньше», а ЦБ в последних комментариях упирает на сложности с импортом.
Ссылка на достаточность валютной ликвидности может говорить о том, что проблемы импортеров накладываются на меньший отток капитала/спрос населения, поэтому снять возникший навес предложения валюты над спросом можно только так, рассуждает Полевой. По его мнению, власти пытаются не ослабить рубль, но предотвратить его укрепление: «Проблем с инфляцией и так достаточно, поэтому усугублять их слабым курсом – та еще идея». Полевой не видит рисков значимого ослабления с текущих 85-90 руб./$ – наоборот, преобладают факторы для его укрепления, которые правительство и пытается уравновесить.
Данная экспортерам поблажка может помочь и импортерам. В Россию надо будет возвращать меньше валюты, и сохранение большей доли выручки во внешнем контуре может позволить импортерам рассчитываться с поставщиками не из России, откуда платежи продолжают усложняться даже на «дружественных» направлениях, полагает Полевой. По данным ЦБ, крупные экспортеры и так продают большую часть валютной выручки – в среднем свыше 80%. Однако они могут делать это не на внутреннем рынке. «Допускаю, что продавать валюту экспортерам здесь все равно придется под налоги/текущие расходы, но "гибкости" теперь в два раза больше, чем в прошлом октябрьском указе», – пишет Полевой.