Европейские страны НАТО готовы сокращать инвестиции в Китай, если он продолжит поддерживать Россию в ее войне против Украины, заявил на саммите альянса президент США Джо Байден. Председатель КНР Си Цзиньпин «считает, что Китай — достаточно большой рынок, чтобы побудить любую страну, включая европейские страны, инвестировать в него», цитирует выступление Байдена Bloomberg. Но если Китай продолжит помогать России, то, по словам президента, «некоторые наши европейские друзья собираются свернуть свои инвестиции».
Китай уверяет, что не поставляет России летальное оружие, и представители Белого дома ранее это подтверждали. Байден тоже отметил, что Китай не снабжает напрямую российскую армию. Но Пекин и не получит финансовых выгод, если будет «обеспечивать Россию информацией и мощностями», заявил президент.
Хотя торговый оборот между Китаем и Россией вырос в 2023 г. на 26,3% до $240 млрд, по масштабам экономических связей России до Запада далеко. Торговля Китая с ЕС составила в прошлом году $782,9 млрд, по этому показателю блок обогнал США ($664,45 млрд). К тому же Россия может помочь Китаю лишь в основном поставками сырья, но не инвестициями в его экономику.
Прямые иностранные инвестиции рухнули на 80% в прошлом году по сравнению с 2022 г., по данным Государственного валютного управления Китая. Чистый показатель (разница между притоком и оттоком) был минимальным за 30 лет — $33 млрд. Между тем с 2010 г. инвестиции составляли примерно $180-300 млрд в год, а в 2021 г., когда имевшиеся производственные мощности не справлялись с резко возросшим во время пандемии мировым спросом на товары, «выстрелили» почти до $350 млрд.
Иностранные компании переносят производство в другие страны. Среди причин — растущие издержки из-за того, что Китай перестал быть страной с дешевой рабочей силой; сбои в цепочках поставок во время ковида, продемонстрировавшие чрезмерную зависимость от Китая; ухудшение делового климата из-за политики властей; нарастание геополитического противостояния с США. Все это способствует замедлению темпов роста ВВП Китая. По прогнозу МВФ, они в этом году составят 4,6% (в 2023 г. — 5,2%), а затем несколько лет экономика будет расти примерно на 4% в год. В 2018–2019 гг., до пандемии, ВВП рос на 6-6,7%.
В начале мая Си совершил турне по европейским странам, посетив Францию, где встречался не только с президентом Эммануэлем Макроном, но и с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, а также Венгрию и Сербию. Речь шла прежде всего об инвестициях и экономическом сотрудничестве. Но, по словам эксперта по Китаю Жана-Филипп Бежа, старшего научного сотрудника Центра международных исследований парижского университета Sciences Po, на переговорах Си дали понять, что война России в Украине «является вопросом жизни и смерти для Европы».
«Это крайне негативный фактор в китайско-европейских отношениях», — пояснил Бежа Deutsche Welle.
Если Китай «не изменит своего поведения, на каком-то этапе [страны НАТО] должны подумать о том, чтобы это имело для него определенные экономические последствия», его помощь России в вопросе ведения войны в Украине не должна остаться безнаказанной, говорил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в интервью Би-би-си. Китайские власти пытаются усидеть на двух стульях, помогая России вести войну и при этом стараясь сохранить нормальные экономические отношения с Европой, добавил он:
В долгосрочной перспективе это не может работать.
Китай с прошлой весны, после встречи Си и Владимира Путина в Москве, стал поставлять в Россию станки, оборудование, микроэлектронику и другую продукцию, которая используется при производстве вооружений, неоднократно заявляли в последние месяцы американские чиновники. Кроме того, Россия получает информационно-аналитическую поддержку: китайские компании изучают доставленные с украинского фронта осколки боеприпасов, предоставляют сведения по закупаемым Россией критически важным технологическим компонентам. Также 90% запрещенной к поставкам в Россию западной электроники попало в нее в прошлом году через Китай.
В декларации саммита НАТО альянс призвал Пекин перестать оказывать России материальную и политическую поддержку в ее военных действиях: «Это включает передачу материалов двойного назначения, таких как компоненты вооружений, оборудование и сырье, которое российский оборонный сектор использует в качестве ресурсов. Китай не может содействовать войне в Европе, крупнейшей в недавней истории, и ждать, что это не повлияет отрицательно на его интересы и репутацию».