Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Снова о русской культуре: почему ее нельзя отдавать Путину

Русскую культуру считают угрозой и Владимир Путин, и его противники, не все, но немалая их часть. Путин боится подрывания основ, его противники возлагают на нее ответственность за нападение России на Украину. Но вместо отторжения русской культуры сторонникам мира стоило бы взять ее в союзники — и вот почему.
Пустота на месте русской культуры (Снесенный памятник Пушкину в Тернополе, Украина
Пустота на месте русской культуры (Снесенный памятник Пушкину в Тернополе, Украина Mykola Vasylechko CC BY-SA 4.0

Возможно, прозвучит странно, но Владимир Путин боится русской культуры. Сколько он ни встречался с ее деятелями за четверть века у власти, доверия его она не заслужила. Вторжение в Украину 2022 года и антивоенные протесты в России только усилили культурные фобии нацлидера. По всей стране менеджеров по культуре власти заменили на присягнувших управленцев. Чистки прошли в театрах, филармониях и вузах, затронули даже просто недостаточно политически благонадежных. Популярных, но антивоенно настроенных писателей, музыкантов, актеров Кремль запретил (1, 2), перекрыл россиянам доступ к ним. 

Чего боится Путин, понять несложно. Он хочет вернуться в «золотую» — в его представлении — эпоху Российской империи, остановить историю. Как бы для этого в России, и небезуспешно, насаждается культ войны и силы. Писатели, поэты, музыканты прошлого с явным антимилитаристским контекстом в творчестве преподносятся как сторонники войны — в них Кремль пытается записать оптом весь русский культурный канон, от Пушкина с Толстым до Высоцкого с Цоем (они уже не возразят). Записали бы и Шевчука, но он, по счастью, жив и после полномасштабного вторжения в Украину как патриот выпустил сильный антивоенный альбом. Сделали это и другие независимые музыканты.

Диктаторские режимы всегда стремятся подчинить культуру. Военно-политическому руководству России хотелось бы изобразить, что культурный канон — это всегда («справедливая»война, норма, которая объединяет Московское царство, Петра I, Российскую империю, СССР и нынешнюю Россию. Такой канон Кремль, кажется, хочет подкрасить, отождествить с собой, поместить в рамку новой идеологической системы и выставить как икону на поклонение.

Но культура так не умеет. Культура — как и язык — всегда меняется; это не бабочка в янтаре напоказ, она живая, динамичная и сопротивляется контролю, находя выход в общении между людьми, без участия властей. Поэтому политические кураторы Кремля считают свободное творчество угрозой, которое мешает милитаризации россиян, особенно молодежи. Кремль стремится к тому, чтобы в стране не осталось неподотчетного творчества.

Русская культура и война с Украиной

Одновременно русская культура оказалась на Западе под подозрением, что это она ответственна за вторжение в Украину и военные преступления там. Претензии предъявляются тем же Пушкину, Достоевскому, Толстому и Чехову, в которых находят имперскость, великодержавный шовинизм и колониализм. Достается Бродскому, Тургеневу, Чайковскому — всему русскому культурному канону, как его представляют критики. Впрочем, такой крайний подход не популярен — литовский поэт Томас Венцлова, например, считал, что утверждать, будто империализм и агрессия  — «в культурном коде» россиян, это расизм. 

Прежде чем анализировать подобные упреки, хорошо бы, конечно, разобраться — что такое культура? О чем вообще речь? Но единого определения культуры (в том числе русской) нет — и быть не может; важно отметить, что политика, церковь, телевизор, YouTube и «Яндекс-музыка» с «Вконтакте» — помимо литературы, театра, кино или музыки — это тоже русская культура. И было бы ошибкой представлять культуру в виде инструкции к жизни со сводом этических правил. Культура это все же, скорее, среда, в которой может рождаться и прекрасное, и ужасное. Бездарное и талантливое. Имперское и либеральное. В русской культуре, например, сильны антимилитаристские традиции — от Толстого до шестидесятников и культуры 1980-х. Культура всегда больше, чем политические амбиции властей, которые, например, за антивоенные высказывания сажают поэтов в тюрьму.

Если взглянуть на русскую культуру глазами ее критиков, то она предстает в близком к государственному изводе. Достается в основном русским писателям — классикам. Возможно, из-за представления, что русская культура литературоцентрична. Возможно, потому что этих писателей государство в России сделало иконой и политическим инструментом. Возможно, потому, что сами критики, имея гуманитарный бэкграунд, склонны преувеличивать значимость предмета своего интереса.

Булгакова, например, Украинский институт национальной памяти в 2024 году признал «символом российской имперской политики». А посол Украины в США Оксана Маркарова классифицировала писателя как «украинофоба», «плагиатора» и «компилятора» (он много писал о своем опыте Гражданской войны, пережитом в Украине). Более того, по мнению дипломата, «великая русская культура» — это миф, служащий «одним из сильнейших антиукраинских инструментов» в США и на Западе в целом.

Аналогичные претензии звучат и в адрес русского языка, который при Владимире Путине действительно стал важным политическим инструментом. Руководство России с 2005 года, когда был принят закон о государственном языке, брало на себя роль попечителя, администратора русского языка. А в концепции 2015 года по продвижению русского языка в мире прямо сказано, что такая деятельность «является важной частью внешней политики Российской Федерации». Путин не раз ассоциировал «врагов русского языка» с «врагами государства», что чутко воспринималось в Украине и странах Балтии. Тяжелейший травматический опыт в Украине от солдат, ракет, бомб российской армии был перенесен на русский язык и литературу, которых некоторые политические активисты на Западе обвинили в воспитании агрессоров и военных преступников. Эмоционально это понятно; к тому же язык и литература, конечно, играют роль в конструировании идентичности, в данном случае — русской, но далеко не единственную и не главную — и вот почему.

Литература, язык и жизнь

Русская культура (как и западные культуры) — во многом текстовая, а язык, в нашем случае русский, если следовать множеству исследований лингвистов и психологов, задает первичные векторы и ландшафты развития мышления. Далее возникает главная сложность: как соотнести конкретного человека или сообщество людей (например, военных или студентов физмата) с русской культурой или теми особенностями «русской ментальности», о которых — с противоположным знаком — говорят разные авторы?

Здесь стоит сделать отступление.

Обвинения в адрес русского языка и культуры, если их пытаются научно обосновать, корнями уходят в популярную теорию лингвистической относительности американцев Сепира и Уорфа (и раньше — в труды Вильгельма фон Гумбольдта). Она гласит, что язык определяет мышление и способ познания, что сказывается и на поведении. Это важная теория, давшая в первой половине XX века инструмент поиска отличий и сходства разных культур в миропонимании. Появились исследования отношений между мышлением, языком и культурой, оформились идеи «этнофилософии», «культурных концептов» (см., например, работы Анны Вежбицкой).

В России научная область, бывшая уделом лингвистов, антропологов, филологов и культурологов, в XXI веке привлекла своим потенциалом исследователей, чутких к политическим веяниям. Появились не имеющие четкого определения понятия: «ментально-лингвальный комплекс», «национальная картина мира», «языковое  сознание». В российской научной электронной библиотеке числится более сотни тысяч публикаций о «русской матрице» и «уникальности русской культуры» на основе анализа какого-то набора текстов (как правило из Национального корпуса русского языка). Проблема тут даже не в вероятной политической ангажированности, а в безапелляционных обобщениях даже не об авторах этих текстов, а о «сознании русских». Есть оно или нет — науке неизвестно, но базовые ценности у россиян точно меняются — и не из-за чтения литературы, а из-за социально-экономических условий жизни. 

С тем, что язык влияет на мышление, никто не спорит — тут достигнут научный консенсус. Исследователи даже добились определенных успехов в деконструкции культурных значений в письменных текстах (см., например, работу Анны Вежбицкой «Семантические универсалии и описание языков»). То есть научились из текстов вычлениять особенности мировосрприятия, свойственные той или иной культуре в определенные эпохи. Но ученые не могут прийти к однозначным результатам того, какую роль отдельные слова, выражения, грамматика и тем более языковые структуры играют в производстве и передаче тех или иных культурных значений. Как язык и культура генерят то, что называется традициями. Но тогда и отсылки к «традиционным ценностям» являются не более чем попыткой продвигать те или иные представления о воображаемом обществе. Попросту, пропагандой.  

Привязка русской классической литературы к «русской ментальности» (с положительным или отрицательным знаком) ошибочна также в том, что роль книг — любых — в жизни россиян сильно преувеличена. Конечно, есть тонкий слой горожан, много читающих. Но опросы (1,2,3) в России свидетельствуют, что интерес к художественной литературе у россиян в целом низкий. По данным 2022 года, 40% молодых людей 14-17 лет (самая читающая аудитория) книгами не интересуются совсем. На формирование взглядов человека в России, особенно в регионах, основное влияние оказывает бедность и телевизионная культура — новости, сериалы (они в основном про будни и подвиги различных силовиков), ток-шоу с пропагандистами, передачи с конспирологией.

Но виноват Пушкин.

Наконец, ключевой во всем этом вопрос — в какой мере на человека, его систему ценностей и мышление оказывает влияние не только язык, литература, но окружающая действительность? Что общего у жителя такого мегаполиса, как Москва (с его установками на личный успех и потребительскую экономику) и, скажем, жителя глухой деревни в Липецкой области или Сахалина, где нет газа, а люди живут промыслом?  Это все жители России, носители русского языка, но различий между ними — культурных, ценностных — может быть больше, чем сходства. Конечно, есть моделируемый на государственном уровне в России образ национального идеала (или, в других случаях, врага). В какой степени именно русский язык и книжная культура объединяет их? Можно спросить иначе: Россия больна, но дело ли в языке и культуре?

Люди усваивают только те ценности, которые реально регламентируют отношения в обществе, уважаются и отстаиваются (связь между словом и делом). Как писал Алексей Николаевич Леонтьев, автор теории деятельности в психологии, за языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают окружающую реальность. При этом слова для конкретного человека всегда имеют смысловое наполнение исходя из личного опыта. Чувственная ткань сознания (переживания, эмоции) задают значения и личностные смыслы. Именно чувственные образы формируют значения, которые и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания. Таким образом наполнение значений смыслами происходит из личного опыта взаимодействия с реальностью — природной, социальной, экономической, политической и пр. А если человек не видит в окружении, что такое сострадание, свобода, Родина, то — при желании — в это понятие можно вкладывать все что угодно.

Можно сколько угодно читать Толстого  — и не понимать, о чем он пишет.

А что толку

Русская культура — художественная культура, которую критикуют, не выведет на улицу миллионы или даже сотни тысяч людей, она не сменит российскую власть, не остановит войну — литература, театр, музыка этим не занимаются. Они рассказывают, описывают жизненный опыт, какой бы он ни был, и помогают осмыслить его.

Но культура может, например, помочь части россиян вернуть солидарность, доверие друг к другу, веру в возможность лучших изменений. Культура — важнейшая часть социальной ткани, она всегда о взаимодействии, об эмоциональном и интеллектуальном обмене между людьми. Диктатура — против сильных горизонтальных связей; чем их больше — тем сложнее людей контролировать.

Поэтому при любой диктатуре происходит отмена культуры, точнее, подмена культуры ее имитацией. Массовая эрзац-культура имитирующая и социальные связи, но поддерживается не ими, как настоящая культура, а исключительно благодаря существованию заказчика, политического режима. С падением такого режима тоталитарные, авторитарные культурные практики разрушаются. И тут важно, чтобы было что-то на замену эрзац-культуре — при распаде СССР уже многие видели фальшивость официоза и проникались другой, неофициальной культурой.

Попытки «отменить» русскую культуру, помимо естественной защитной реакции у ее носителей, ведут к обесцениванию имеющихся в ней тех ценностей, которые могут послужить для борьбы с несправедливостью, против войны. Тем россиянам, кто считает важным противостоять всему этому, нужна культура, в которой они выросли — без нее им вместе не на что опереться. Как пел Борис Гребенщиков, чтобы стоять, я должен держаться корней — и это не только выработанные индивидуальные ценности, но и усвоенные в течение жизни ценности русской культуры, которые объединяют. Отказывая русской культуре в существовании, люди выбрасывают и то хорошее, на что можно опереться.  

Полностью дистанцируясь и отказываясь от русской культуры, люди вместо каких-то действий против войны оказываются перед необходимостью лечить свою депрессию и глубочайшую потерянность (есть, конечно, мультикультурные люди, которые могут найти опору в другой культуре — но они редкое исключение). Внутри и за пределами России оказалось много тех, кто  считает себя русскими и выступает против войны, рискуя свободой, жизнью, семьей. Военно-политическое руководство России делает все, чтобы оставить этих людей растерянными и в одиночестве, чтобы они не увидели, что они не одни. Те же артисты, художники, музыканты, писатели, которых выжили из России, которых объявили иноагентами, помогают им (нам) не потерять себя и продолжать что-то делать — или хотя бы не молчать.

И ту же роль, пусть и не так явно, русская культура играет и в России — для тех, кто этого хочет.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку