МОСКВА, 12 июл (Рейтер) - РФ снизила железнодорожный экспорт моторного топлива в страны Центральной Азии, Монголию и Афганистан в первой половине 2024 года на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 3,35 миллиона тонн, по данным источников в отрасли и расчетам Рейтер.
Снижение поставок связано с запретом на экспорт автобензина из РФ, а также наличием собственных запасов моторного топлива в Казахстане, Узбекистане и Киргизии.
Основной объем нефтепродуктов из РФ в страны Центральной Азии поступает по железной дороге и лишь 15% занимают поставки дизтоплива по системе Транснефти на ЛПДС Петропавловск с дальнейшей транспортировкой железнодорожным транспортом до станции покупателя.
По данным экспедиторов, трубопроводный экспорт дизтоплива за январь-июнь сократился в годовом выражении до 222.400 тонн с 320.000 тонн.
В январе-июне 2024 года экспорт автобензина из РФ в регион снизился на 7% к соответствующему периоду 2023-го до 1,318 миллиона тонн за счет падения поставок в Афганистан до 117.000 тонн (-55%) и Киргизию до 90.000 тонн (-19%). При этом Монголия и Узбекистан нарастили импорт до 435.000 тонн (+55%) и 295.100 тонн (+27%), основные объемы которого отгружались с заводов Роснефти.
Запрет на экспорт бензина из РФ обнулил продажи продукта в Киргизию и Таджикистан с российских нефтебаз. Ранее некоторые экспортеры вывозили топливо (около 12% от общего экспорта в первом квартале 2024 года), приобретенное на бирже для внутреннего рынка, а также производимое на мини-НПЗ, по «серым» схемам в обход заградительной пошлины.
Поставки дизтоплива из России в регион сократились за январь-июнь на 9% в годовом выражении до 1,465 миллиона тонн.
В частности, отгрузки российского продукта снизились в рассматриваемый период в Казахстан на 92% до 26.000 тонн, в Таджикистан - на 7% до 201.600 тонн и полностью прекратились в Афганистан.
Лидером по импорту дизтоплива из РФ в январе-июне 2024 года оставалась Монголия, нарастившая закупки на 30% до 755.600 тонн. Монгольские покупатели впервые начали получать небольшие объемы трубопроводного дизтоплива с ЛПДС Петропавловск с мая текущего года, общий объем поставок составил около 2.000 тонн.
Узбекистан нарастил закупки российского дизтоплива в первой половине года на 13% до 172.000 тонн, в большей степени выросли объемы недорогого продукта с Нижневартовского НПЗ - до 131.100 тонн с 14.300 тонн за аналогичный период прошлого года. При этом поставки трубного дизтоплива в январе-июне текущего года упали до 10.000 тонн с 69.100 тонн за аналогичный период прошлого года.
Большинство стран Центральной Азии и Монголия увеличили в первой половине года закупки российского авиакеросина, но из-за падения поставок в Казахстан (на 43% до 101.100 тонн), общий объем увеличился лишь на 1% до 304.185 тонн.
Согласно данным источников, Узбекистан нарастил импорт авиакеросина в первой половине текущего года в 10 раз до 32.700 тонн, Таджикистан - на 47% до 20.850 тонн.
Экспорт сжиженного углеводородного газа (СУГ) из РФ в регион увеличился за шесть месяцев 2024 года на 23% до 262.950 тонн, из которых 144.400 тонн пришлось на Афганистан. При этом Таджикистан сократил импорт СУГ из РФ на 87% до 4.400 тонн при снижении спроса и имеющихся запасах.
Помимо российских нефтепродуктов страны Центральной Азии закупали топливо из Белоруссии, Туркмении и Ирана.
Поставки авиатоплива и автобензина из Белоруссии в регион составили в январе-июне 2024 года около 43.000 тонн против 26.250 тонн за аналогичный период прошлого года.
Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения объединились в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) для взаимных беспошлинных поставок углеводородов и ежегодно составляют индикативные балансы с перечнем и объемами продукции. Таджикистан не входит в ЕАЭС, но ежегодно получает из РФ топливо на льготных условиях.
Ниже представлен график экспорта моторного топлива из РФ в направлении стран Центральной Азии, Монголии и Афганистана в январе-июне 2024-2023 годов (в тоннах):