Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Поставки товаров в Россию резко сократились в первом полугодии

Доставлять товары в Россию сложно и дорого
Доставлять товары в Россию сложно и дорого VCG / ТАСС

Проблемы с внешнеторговыми расчетами отразились в статистике: импорт товаров в первом полугодии составил $137,9 млрд, сообщил предварительную оценку Центробанк. Это на 9,1% меньше, чем год назад: в январе–июне 2023 г. импорт был $151,7 млрд.

Реальное сокращение в физическом выражении больше, но насколько, оценить сложно. К глобальной долларовой инфляции надо добавить удорожание и усложнение поставок в Россию. В конце прошлого года президент США Джо Байден издал указ, позволяющий вводить вторичные санкции против банков из третьих стран, которые помогают России в обходе санкций, и банки Китая, Турции и других «дружественных» стран резко ужесточили правила работы с российскими деньгами.

Особенно пострадали импортеры. Многим приходится оплачивать товары по сложным схемам через специальных платежных агентов и третьи-четвертые страны, что обходится до 10%. В середине июня из отправленных с февраля напрямую в Китай платежей лишь 15% дошли до адресата, а нет денег — нет товара. ЦБ, объясняя рост сальдо баланса торговли товарами (до $67,8 млрд против $56,8 млрд в январе–июне 2023 г.) отмечает «более значимое снижение импорта, чем экспорта». Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина признавала затруднения с трансграничными платежами, которые «ведут к росту транзакционных издержек и, как следствие, удорожанию импортных товаров».

Проблемы во всем: опасаясь нарушить санкции, китайские банки требуют доказательств, что товар никоим образом не запрещен, не попадет  к санкционному лицу, в его доставке не участвуют санкционные компании — из-за этого блокируется оплата товаров, перевозимых по железной дороге. На трудности жалуются даже российские торговцы китайскими автомобилями: они не могут оплатить машины и запчасти для ремонта. Если с коллапсом платежей не удастся справиться, автомобильный рынок ждет кризис, предупреждал президент ассоциации Российские автодилеры (РОАД) Алексей Подщеколдин.

Проблемы с платежами (прежде всего по импортным поставкам) могут сохраниться в том или ином виде продолжительное время, считают аналитики Райфайзенбанка. Данные по инфляции в начале июля сигнализируют о возможном дефиците товаров, поскольку несмотря на укрепление рубля ускоряется рост цен в непродовольственном сегменте, в частности на электро- и бытовые приборы, полагают аналитики Альфа-банка. 

По данным Федеральной таможенной службы, за пять месяцев импорт сократился на 8,5% до $107,8 млрд. Меньше всего пострадали поставки из Африки, но они невелики ($1,5 млрд, снижение на 2,6%), а сильнее всего — из США и Европы — на 17% до $5,8 и $28,5 млрд соответственно. Ставшая главным торговым партнером России Азия сократила поставки на 4% — до $78,1 млрд.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку