Валютный рынок Московской биржи, некогда один из крупнейших в Восточной Европе, с годовым оборотом более 300 триллионов рублей, деградировал до «обменного пункта» с единственной доступной валютой.
После американских санкций против биржи и ее ключевых расчетных структур — Национального клирингового центра и Национального расчетного депозитария — китайский юань занял 99,6% биржевого рынка валюты, констатировал Центробанк в июльском «Обзоре рисков финансовых рынков».
До начала войны на юань приходилось лишь 3,5% валютных сделок на Мосбирже, в начале 2024 года эта доля выросла до половины. Теперь же, кроме китайской валюты, на главной торговой площадке России де-факто нет практически ничего. Оставшиеся 0,4% рынка занимают немногочисленные «дружественные» валюты. Среди них — белорусский рубль и казахстанский тенге, курсы которых Мосбиржа поместила на главную страницу своего сайта.
Также продолжаются торги турецкой лирой, которую два года назад рассматривали как замену «токсичным» доллара и евро, однако масштаб этих торгов стремительно сжимается. Если в прошлом году лирой торговали на рекордные 50 млрд рублей в месяц (более 2 млрд рублей в день), то теперь обороты обвалились почти в 100 раз — до 20–30 млн рублей ежедневно.
Проблемы с лирой начались после массовой блокировки платежей турецкими банками в начале года, а затем усугубились после санкций против Мосбиржи. О прекращении торгов лирой объявил БКС — крупнейший небанковский брокер России, а другой крупный брокер — «Финам» — сообщил, что может последовать его примеру.
В целом санкции сократили валютные обороты на Мосбирже на треть, оценивает ЦБ: среднедневной объем сделок с 418 млрд рублей упал до 282 млрд во второй половине июня. Участники рынка устремились в юани, и их стало не хватать, признает регулятор: 13 июня, когда встали торги долларом и евро, стоимость займов в юанях через рынок свопов взлетала до 30% годовых. Чтобы утолить юаневый голод, ЦБ заливает в рынок валюту из резервов: лимит по своп-операциям с юанем повышен до 20 млрд юаней в день. «В отдельные дни все еще наблюдаются всплески спроса на валютную ликвидность», — пишет регулятор.
Если остановятся торги юанем, то биржевой валютный рынок в России фактически умрет, отмечает экономист Андрей Бархота. По данным Bloomberg, в ЦБ уже рассматривают такой сценарий как реальный, опасаясь, что китайские банки свернут сотрудничество с биржей из-за американских санкций.
Банк России «учитывает риски» остановки торгов юанем, заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина 4 июля. Она добавила, что одновременно «усложнилась ситуация» с трансграничными платежами. С начала года иностранные банки, в том числе в странах, которые Кремль называет «дружественными», массово блокируют расчеты с Россией.