Российские власти готовятся привлечь пенсионные деньги для реализации проекта высокоскоростной железной дороги Москва — Санкт-Петербург, построить которую поручил президент Владимир Путин.
Строить ВСМ будет назначенное концессионером ООО «ВСМ Две столицы», учрежденное структурой правительства Москвы и ЗАО «Лидер». Эта управляющая компания, связанная с другом Путина, миллиардером Юрием Ковальчуком, организует привлечение средств негосударственных пенсионных фондов (НПФ) на финансирование проекта — всего их планируется привлечь до 450 млрд руб.
Это примерно четверть предполагаемой стоимости железной дороги. Пока она установлена в размере 1,8 трлн руб., говорила первый замминистра финансов Ирина Окладникова (а с учетом еще трех ВСМ — до Адлера, Екатеринбурга и Минска — строительство оценивается в 11 трлн руб.). Впрочем, сметы таких проектов часто возрастают. «Лет почти что тридцать назад этот проект уже начинался, даже проект утвердили, даже яму выкопали», — вспоминает бывший тогда замминистра финансов Сергей Алексашенко. Этим все ограничилось, а многие держатели квазигосударственных облигаций РАО ВСМ потеряли большую часть денег.
Главным источником денег НПФ для новой магистрали, вероятно, станет пенсионный фонд «Газпрома» «Газфонд». «Лидер» специализируется на управлении пенсионными резервами НПФ: в прошлом году они составляли 90% активов под управлением компании и приносили ей основной доход, писало агентство «Эксперт РА», отмечая в качестве фактора поддержки наличие у компании «якорного клиента», обеспечившего более 95% годовой выручки. Агентство не называет этого клиента, но в нем угадывается «Газфонд». Активами этого крупнейшего в стране НПФ управляет «Лидер», и это почти весь бизнес этой компании. Пенсионные резервы «Газфонда» на конец 2023 г. составляли 495,6 млрд руб., а под управлением «Лидера» находилось резервов на 3 млрд руб. больше (498,6 млрд руб., по данным «Эксперт РА»). Всего в управлении «Лидера» было 554 млрд руб.
Кроме пенсионных денег финансировать ВСМ между столицами будут РЖД, Сбербанк и синдикат российских банков, Фонд национального благосостояния (ФНБ) и регионы, через которые пройдет магистраль. Ее длина составит 679 км, а скорость поездов, которые будут ходить каждые 15 минут, — до 400 км/час. Время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом предполагается сократить до 2 часов 15 минут, между Москвой и Тверью — до 39 минут, между Санкт-Петербургом и Новгородом — до 29 минут.
«ВСМ Две столицы» получит права владения и пользования инфраструктурой. Концессионное соглашение рассчитано на 40 лет, в течение которых компания Москвы и Ковальчука будет получать доход от эксплуатации магистрали.