Сборы российских кинотеатров по итогам первого полугодия выросли, но количество зрителей снижается, пишет РБК со ссылкой на данные Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино.
За первые шесть месяцев 2024 года кинотеатры в России собрали 26,1 млрд рублей, этот показатель выше первой половины прошлого года. При этом доходы минувшего полугодия меньше суммы, которую собрали кинотеатры за аналогичный период 2019-го, когда продажа билетов принесла 28,7 млрд рублей.
Самым кассовым фильмом 2024 года стала вторая часть комедии «Холоп», собравшая в прокате почти 15% от всех сборов — 3,8 млрд рублей при бюджете картины в 768 млн рублей. Второе место заняли «Бременские музыканты» с результатом 3 млрд рублей при бюджете 1,2 млрд рублей. «Мастер и Маргарита» замкнули тройку со сборами в 2,4 млрд рублей.
В топ самых кассовых фильмов вошли и короткометражки, не имеющие официального прокатчика, обычно в паре с такими картинами в кинотеатре показывают голливудские новинки, которые легально в России не представлены. Иностранный фильм в топ-20 самых кассовых картин полугодия только один — боевик режиссера Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел». Релиз собрал 424 млн рублей и занял 11 место в общем рейтинге.
Несмотря на рост сборов, посещаемость кинотеатров падает. Количество проданных билетов в первом полугодии снизилось на 3,6%, в годовом выражении — до 73,1 млн, годом ранее было реализовано 75,8 млн билетов, а в 2019 кинотеатры посетило 113,4 млн зрителей.
Владелец бренда сети кинотеатров «Люмен», член совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Павел Поникаровский назвал «удручающими» итоги первого полугодия. «Причину провала, в первую очередь, мы видим в катастрофической нехватке качественного контента. За исключением двух-трех релизов, мы не увидели в прокате фильмов, которые были бы способны привлечь массовую аудиторию. Этого количества явно недостаточно для стабильной работы кинотеатров», — пояснил Поникаровский.
По его словам, кинотеатрам необходимы усилия от продюсерских компаний по рекламному продвижению фильмов. Он отметил, что для привлечения зрителей в кинотеатры «не делается почти ничего». В качестве примера Поникаровский привел недавний выход фильма «Самая большая луна», премьера которого состоялась 4 июля: «Совершенно непонятно, как фильм с бюджетом почти 300 млн руб. и росписью на тысячу экранов может собрать за уикэнд в прокате всего 14 млн руб. Для кого был снят этот фильм?».
Глава агентства InterMedia Евгений Сафронов полагает, что второе полугодие может показать лучший результат, чем первое, так как в запланированной сетке релизов есть несколько картин с хорошим потенциалом. Однако он согласен, что для заметного роста нужны кардинальные перемены.
В свою очередь, глава киносети «Каро» Ольга Зинякова назвала «достаточно уверенным» первое полугодие. Она уточнила, что летний период не может конкурировать со стартом года из-за нехватки качественного контента.