Студенты в университетах должны обучаться по учебникам, разработанным в России, которые соответствуют «традиционным ценностям», заявил ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Кропачев на съезде Российского союза ректоров.
Как передает РБК, такое предложение отражает позицию ректоров 60 вузов, которые приняли участие в съезде. По словам Кропачева, его поддерживают, в том числе, преподаватели лингвистики. По итогам обсуждения участники съезда пришли к выводу, что текущие учебники не соответствуют указу президента о госполитике по сохранению и укреплению «традиционных ценностей».
Ректоры также предложили вузам провести анализ всех локальных актов, научно-методических рекомендаций, научных планов и других документов для соответствия президентскому указу. «Опыт Санкт-Петербургского университета показывает: есть что менять», — пояснил Кропачев.
По данным РБК, СПбГУ входит в консорциум вузов, где под руководством экспертов университета участники объединения занимаются оценкой действующего законодательства на предмет соответствия «традиционным ценностям».
В прошлом году Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС) разработала пособие под названием «Основы российской государственности» для гуманитарных вузов. Его авторы сравнивают Владимира Путина с Иосифом Сталиным, а «традиционные ценности» — с западными, называя последние «культом смерти».
В пособии утверждается, что западные ценности направлены на достижение «физического бессмертия людей», а «естественного человека» там постепенно превращают в «лишенного индивидуальности и духовных качеств». Такая концепция, уверены авторы, необходима «ультралиберальным идеологам», чтобы сократить численность населения в мире. В рамках этого «культа смерти» они пропагандируют «эвтаназию для больных, старых и немощных, суицид для подростков, отказ от деторождения, прерывание беременности, отказ от традиционных белковых продуктов питания», говорится в пособии. В качестве альтернативы авторы выдвигают «традиционные ценности», такие как вера, государство, достоинство, знание, культура, личность, мир, народовластие, национальные традиции, справедливость.
В 2024 году федеральный бюджет выделит 45,8 млрд рублей на патриотическое воспитание в рамках нацпроекта «Образование». Эта сумма больше, чем в 2023 году, когда на него выделили 43,8 млрд рублей, и в разы превосходит результат 2022 года: тогда на воспитание патриотизма выделяли 6,47 млрд.
При этом проект «Патриотическое воспитание» оказался одним из самых затратных в рамках нацпроекта «Образование». Расходы на него вчетверо превосходят ассигнования на проект «Цифровая образовательная среда» (11,16 млрд рублей). Воспитание патриотизма обойдется впятеро дороже, чем проект «Успех каждого ребенка» (8,5 млрд рублей), на него выделят в 15 раз больше денег, чем на проект «Социальные лифты для каждого» (3,7 млрд рублей).
Согласно рейтингу ВЭФ, в 2018 году Россия занимала 50-е место в мире по качеству школьного образования, уступая не только ведущим западным странам, но также Бутану (33-е место), острову Маврикий (45-е место) и Шри-Ланке (48-е место). Лидерами рейтинга, в котором оценивались более 130 государств, стали Финляндия, Швейцария и Сингапур, а последние строчки заняли Йемен, Парагвай и Мозамбик.