Падение рубля привело к тому, что Россия выбыла из десятки крупнейших экономик мира – если считать в абсолютных долларах, а не по паритету покупательной способности, как любит Владимир Путин.
В 2023 г. российская экономика выросла на 3,6% – больше, чем мировая, но из-за ослабления рубля в долларах ее размер сократился на 10,8% – с $2,27 до $2,02 трлн, оценивает Всемирный банк (ВБ). В результате в его рейтинге размера экономик Россия опустилась с восьмого места на 11-е, пропустив вперед Италию, Бразилию и Канаду, хотя они в прошлом году росли медленнее: 0,9%, 2,9% и 1,1% соответственно.
Похожая ситуация произошла с Японией: из-за падения курса йены она опустилась на четвертое место, пропустив на третье Германию. Лидируют с огромным отрывом США: в абсолютных долларах американская экономика на треть больше китайской – $27,4 и $17,8 трлн соответственно.
В пересчете на душу населения Россия выглядит гораздо более бледно: ВВП в 2023 г. составил $13 817 по сравнению с $15 445 годом ранее – по этому показателю Россия опустилась на 86-е место (между Мексикой и Аргентиной).
Россия уже почти 20 лет находится в районе 10-го места в списке крупнейших экономик ВБ. Она то ненадолго входит в десятку, то вылетает из нее, когда случается очередной кризис или девальвация. Она попала в десятку в середине нулевых, когда экономика быстро росла, но в 2009 г. выбыла, вернулась, оправившись от кризиса, а в 2015 г. снова вылетела. В 2021 г. Россия опять была десятой, а в 2022 г. за счет аномального укрепления рубля поднялась на восьмое место.
В этом году Россия имеет шансы вернуться в десятку. Экономика растет почти так же быстро, как в прошлом году (МВФ прогнозирует 3,2%, опрошенные ЦБ аналитики – 2,9%), а рубль с начала года немного укрепился к доллару. По итогам года он снизится, ожидает большинство аналитиков, но доллар укрепляется по отношению к большинству валют (индекс DXY с начала года прибавил почти 3%).
Российские чиновники вслед за Владимиром Путиным предпочитают другой рейтинг – не по абсолютному размеру ВВП, который сильно зависит от колебаний курсов валют, а по паритету покупательной способности (ППС). В нем Россия занимает гораздо более высокие места и стабильно находится в десятке.
У него свои недостатки: ППС – оценочная величина. Метод покупательной способности позволяет скорректировать разницу в ценах, но не идеальным образом, объясняла профессор РЭШ Наталья Волчкова: структура потребления во всех странах разная, и корзина, по которой считают покупательную способность, релевантна для них в разной степени. Кроме того, ППС рассчитывается по результатам обследований цен, проводимых раз в несколько лет и экстраполяции результатов – то есть зависит еще и от качества прогноза (например, они отличаются у ВБ и МВФ).
Иногда это приводит к чехарде в рейтинге экономик по ППС. В прошлом году Россия обошла в нем Германию и поднялась на пятое место (и первое в Европе). В феврале Путин в послании Федеральному собранию потребовал к 2030 г. выйти на четвертое и дал такое поручение правительству, но ВБ скорректировал расчеты, и в апреле Россия опустилась на шестое место. Затем поступили данные нового обследования цен, и сейчас Россия четвертая – поручение Путина выполнено.
Место в рейтинге экономик по ППС – это лишь «наша крупная ставка на то, что ребята в одном здании (ВБ) чуть лучшее считают, чем ребята в другом здании (МВФ)», отмечал экономист Bloomberg Economics по России и СНГ Александр Исаков.