Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В ООН потребовали от России прекратить глушение GPS-спутников

ITU Pictures / Flickr (CC BY 2.0)

Международный союз электросвязи (МСЭ), входящий в ООН, потребовал от России прекратить вмешательства в работу спутниковых систем европейских стран.

«Совет выразил серьезную обеспокоенность в связи с использованием сигналов для создания преднамеренных вредных помех», — цитирует Reuters заявление комитета союза.

Там отмечается, что в МСЭ жалобу подали четыре страны ЕС — Франция, Нидерланды, Швеция и Люксембург, а также Украина. Государства указали на постоянные перебои в работе спутников в последние месяцы. По их данным, РФ глушила сигналы GPS на самолетах, что поставило под угрозу управление воздушным движением, а также прерывала вещание детских телеканалов, показывая жесткие кадры войны в Украине.

Согласно заявлению, сбои в работе французских и шведских спутниковых сетей, «по всей видимости, исходили от наземных станций, расположенных в районах Москвы, Калининграда и Павловки». Союз потребовал от России немедленно прекратить свои действия и расследовать инциденты.

Накануне The Telegraph писал, что Россия глушила GPS-сигналы десятков рейсов ВВС Великобритании над Восточной Европой в первые четыре месяца 2024 года. Согласно анализу издания, каждый четвертый рейс ВВС Великобритании сталкивался с помехами. За первые четыре месяца британские воздушные суда совершили 504 полета над Восточной Европой, за это время 142 самолета подверглись помехам системы GPS, а в 60 случаях были зафиксированы повторные попытки заглушить сигнал.

В конце апреля газета The Sun с помощью экспертов на основании данных GPSJAM.org подсчитала, что с августа прошлого года по конец марта 2024 года число случаев с глушением или подменой GPS-сигнала увеличилось с менее чем 50 в неделю до более 350 в неделю.

В частности, о сбоях в системе спутниковой навигации экипажи летевших в Великобританию и из нее рейсов авиакомпании Ryanair сообщили 2309 раз, Wizz Air — 1368 раз, British Airways — 82 раза и т. д.

Хотя не про все случаи можно утверждать, что они являются следствием намеренных действий, GPSJAM заявила: «Области, где значительный процент самолетов сообщает о низкой точности навигационных систем, обычно совпадают с теми областями, где, как известно или подозревается, ведется глушение». Ухудшение точности навигации может объясняться потерей сигнала в американской системе глобального позиционирования GPS или европейской Galileo либо использованием подложного сигнала, который демонстрирует самолету, что он якобы находится не в том месте, где на самом деле. Источник в авиационной отрасли сказал The Sun: «Русские шлют поддельную информацию. Это очень опасно».

По словам Джека Уотлинга, военного эксперта Королевского объединенного института оборонных исследований, российские военные «давно используют глушение GPS в качестве враждебного акта, направленного через границы стран НАТО».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку