Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

У России не оказалось больше половины судов для перевозок грузов через Северный Ледовитый океан

Sandwich / Flickr (CC BY-NC-ND 2.0)

России не хватает 53% судов для обеспечения грузопотока по Северному морскому пути, который президент РФ Владимир Путин потребовал увеличить до 200 млн тонн к 2031 году.

Всего на данный момент требуется 57 судов, но в наличии только 27. Это следует из презентации нацпроекта «Эффективная транспортная система», с которым ознакомился «Коммерсантъ».

В документе говорится, что к 2030 году разрыв между наличным и потребным флотом увеличится еще сильнее: из 160 требующихся судов подтверждено наличие и строительство 45%.

Между тем в 2023 году перевозки по Севморпути выросли до 36,2 млн тонн, что на 6,3% выше уровня 2022 года. В текущем году в правительстве ожидают увеличение показателя до 71 млн тонн. В нацпроекте заложен объем перевозок грузов в акватории Севморпути в 53–150 млн тонн в 2030 году и 220 млн тонн в 2035-м. Объем финансирования предусмотрен в размере 744 млрд руб.

В 2024 году дирекция Севморпути ожидала пополнения арктического флота 16 танкерами для «Новатэка», девятью балкерами для перевозки угля «Северной звезды» и двумя нефтеналивными танкерами для «Восток Ойла». Но проект «Новатэка» «Арктик СПГ-2» попал под санкции США, из-за чего не может получить шесть судов, заказанных на корейской Hanwha Ocean. Также срок сдачи пяти танкеров, строящихся для компании на судоверфи «Звезда», были перенесены. При этом ни один из 16 балкеров для «Северной звезды», которая также попала под санкции США, на конец 2023 года не был заказан.

Дефицит судов ледового класса может превратиться в долгосрочную проблему, которая существенно ограничит объем перевозок по Севморпути, говорилось в исследовании N.Trans Lab. Решением вопроса может быть привлечение к перевозкам флота «дружественных» стран: Китая, Индии и др. Однако необходимый флот этих стран также ограничен, отмечали аналитики.

Кроме того, перевозки по Севморпути преимущественно флотом третьих стран могут подкрепить их стремление к установлению режима международного регулирования данной транспортной артерии и, соответственно, ее выводу из исключительной юрисдикции России, предупреждали в N.Trans Lab.

Есть риск и того, что дефицит ледокольного флота в России будет усугубляться из-за выбытия действующих судов, переноса срока ввода новых ледоколов и технологических санкций. К 2030 году, отмечают аналитики, в эксплуатации может остаться не более пяти достаточно мощных атомных ледоколов, что не позволит обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути.

На данный момент в акватории Северного Ледовитого океана работает группировка из десяти ледоколов — семи атомных и трех неатомных, говорил спецпредставитель по вопросам развития Арктики «Росатома» Владимир Панов. По его словам, строятся еще пять атомных ледоколов и ведется подготовка к контрактации еще четырех неатомных ледоколов мощностью не менее 40 МВт. При этом до 2028 года должны выбыть пять из действующих ледоколов.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку