Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Повышение налогов может принести бюджету почти на полтриллиона рублей в год больше, чем рассчитывает Минфин

Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Повышение налогов может принести бюджету даже больше денег, чем рассчитывает Минфин, замедлить инвестиции, но при этом ускорить рост экономики, полагают эксперты ЦМАКП. Они оценили макроэкономические эффекты изменения налогов в первые три года (2025–2027 гг.). Поскольку не все его параметры известны, они исходили из того, что все дополнительные поступления в бюджет будут потрачены, а инвестиционные вычеты, которые частично компенсируют повышение налога на прибыль с 20% до 25%, вырастут вдвое по сравнению с нынешними.

По расчетам ЦМАКП, дополнительные поступления в бюджет от повышения налогов будут выше оценок Минфина — 9,4 трлн руб. за три года против 8,1 трлн руб. у Минфина (а всего до 2030 г. 17 трлн). Разницу эксперты объясняют чуть более быстрым ростом ВВП в их сценарии и, соответственно, большей налоговой базой.

Налоговая реформа скорее ускорит рост ВВП, предполагают они: по их оценке, на 0,34% в год. Поскольку бюджетное правило предполагает увеличение расходов бюджета на величину дополнительных ненефтегазовых доходов, «можно ожидать, что полученные от компаний и населения ресурсы будут, через государственные расходы, возвращены в экономику». Повышение налогов было затеяно для того, чтобы финансировать программы, заявленные в послании Владимира Путина Федеральному собранию — Минфин оценил их в 9 трлн руб. до 2030 г.

Поэтому государственные инвестиции сильно вырастут — дополнительные средства предполагается направлять на инвестиции, закупки и другие расходы. По оценке ЦМАКП, потребления госучреждений прибавит 2 процентных пункта (п. п.) в год.

Расплачиваться за это придется снижением частных инвестиций — они, как предполагает ЦМАКП, уменьшатся на половину увеличения налога на прибыль. Результатом станет снижение располагаемых финансовых ресурсов предприятий, которое плохо скажется на инвестиционной активности в экономике. Государственные инвестиции заместят лишь ¾ выбытия частных. В результате прирост инвестиций в основной капитал за счет налоговых изменений уменьшится на 0,39 п. п. за год.

На доходах населения реформа не отразится, полагает ЦМАКП. По его расчетам, средняя налоговая нагрузка на доходы физлиц даже при увеличении вычетов для увеличится с 13,4% до 14,5%. Это, по их оценкам, будет компенсировано увеличением доходов благодаря росту зарплат в госсекторе и выполняющих для него заказы предприятий. Дополнительный прирост реальных зарплат за счет налоговых новаций составит 0,5 п. п. в год, но реальных располагаемых доходов населения — микроскопические 0,02 п. п. Кроме повышения НДФЛ скажется снижение доходов от собственности из-за роста корпоративных налогов — это сократит дивиденды, эффективная ставка налога на которые тоже станет больше. Кроме того, оплата труда составляет лишь около половины доходов населения, а дополнительного (сверх уже заявленных параметров) повышения второго важнейшего компонентов — пенсий и пособий — пока не предполагается.

Оценка Минфином доходов бюджета от налоговой реформы может быть чуть занижена, он всегда консервативно подходит к этому, чтобы наверняка хватило денег, говорит главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец. Описанный ЦМАКП сценарий со снижением инвестиций, но ускорением экономики, по ее мнению, вероятен: повышение налогов всегда дестимулирует экономическую активность, но благодаря фискальному мультипликатору итоговое воздействие на экономику может быть стимулирующим.

Главный вопрос в том, каким будет бюджетный стимул, предупреждает Донец: дополнительные доходы, скорее всего, действительно вернутся в экономику. Но пока в следующем году не планируется тратить ФНБ, возможно, придется сократить заимствования — Минфину все труднее размещать ОФЗ, а одного повышения налогов не хватит, чтобы сохранить прежний масштаб стимула, рассуждает она. Чтобы он в 2025 г. остался на уровне этого года, только для компенсации эффекта инфляции и роста ВВП расходы бюджета, по оценке Донец, должны составить 40 трлн руб.: «Это некий граничный показатель: если расходы выше него, бюджетный стимул положительный, ниже — отрицательный. Ответ узнаем в сентябре [когда появится проект бюджета на 2025 г.]».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку