Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия начала создавать теневой флот для перевозки СПГ вслед за нефтяным

Amanda Graham / flickr

От двух третей до трех четвертей российской нефти сейчас перевозится теневым флотом — в основном старыми танкерами с непрозрачной регистрацией и зачастую непонятными страховщиками. Теперь западные страны стали вводить санкции против экспортируемого Россией СПГ — в ответ она, похоже, стала применять уже опробованные методы и формировать теневой флот для его транспортировки.

Правда, СПГ-танкеров в мире в 10 с лишним раз меньше, чем нефтяных, это более специализированные суда, их легче отследить, и для них требуются экипажи с особыми профессиональными навыками.

За последние три месяца по меньшей мере восемь СПГ-танкеров перешли в собственность малоизвестных компаний, зарегистрированных в Дубае, сообщает Bloomberg со ссылкой на глобальную базу судовых данных Equasis. По меньшей мере у трех из них в графе «страховщик» в базе данных Международной морской организации написано «неизвестен».

Четыре из восьми судов — North Air, North Mountain, North Sky и North Way — этот танкеры ледового класса, которые получили разрешение на плавание в акватории Северного морского пути (СМП) этим летом. По СМП вывозится газ с проекта «Новатэка» «Ямал СПГ». Эти танкеры теперь принадлежат дубайской White Fox Ship Management, у которой нет собственного офиса; адресом, по которому она зарегистрирована, пользуются многие фирмы, рассказал Bloomberg сотрудник здания.

Другие суда оказались старыми танкерами — как, например, 22-летний Asya Energy. Новое название он получил в мае, когда перешел к дубайской Nur Global Shipping — компании, не известной участникам отрасли и работающей из отеля Meydan Hotel в свободной торговой зоне ОАЭ.

Nur Global, созданная, согласно информации на ее сайте, в 2022 г., с апреля управляет еще тремя СПГ-танкерами — Pioneer, New Energy и Mulan. Они принадлежат компаниям, зарегистрированным по тому же адресу, что Nur Global.

Есть несколько факторов, указывающих на то, что Россия пытается создать теневой флот из СПГ-танкеров, говорит Малти Хамперт, основатель вашингтонского аналитического центра Арктический институт: это покупка старых судов, передача танкеров ледового класса дубайской фирме и рекордное количество разрешений, выданных на плавание по СМП.

США и ЕС ввели несколько видов санкций против российской СПГ-отрасли. Вашингтон, в частности, внес в черный список «Арктик СПГ – 2». «Новатэк» собирался начать отгрузку газа с него в конце 2023 – начале 2024 гг., но не смог этого сделать из-за санкций, замораживания иностранными акционерами своего участия в проекте и отсутствия необходимых танкеров. Старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит полагал, что до конца 2024 г. «Арктик СПГ – 2» вообще может не получить ни одного танкера для вывоза газа.

Проект в первые месяцы этого года резко снизил добычу, так как у него почти не осталось свободных мощностей для хранения газа. Из-за отсутствия танкеров и необходимости искать новых покупателей «Новатэку» пришлось отложить начало отгрузок СПГ на неопределенный срок.

Евросоюз на этой неделе ввел запрет на перевалку СПГ в своих портах (он, правда, вступит в силу в марте 2025 г.). Европейские порты используются российскими танкерами для перегрузки СПГ и его отправки в дальние страны, так как перегружать его с борта на борт гораздо сложнее, чем нефть. Вывозящие российскую нефть танкеры активно занимаются ее перевалкой на другие суда в открытом море, чтобы скрыть происхождение и обойти ограничения, связанные с ценовым потолком.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку