Страны Евросоюза впервые присоединились к санкциями против танкерного флота России, а также ужесточили ограничения на авиаперелеты, в рамках которых с февраля 2022 года европейское небо уже закрыто для российских авиакомпаний.
В рамках 14-го пакета санкций, который послы стран — членов ЕС утвердили на прошлой неделе, российским физлицам, компаниям и структурам будут запрещены также частные перелеты в воздушном пространстве государств — членов союза. Речь идет, в частности, о бизнес-джетах, которые используются состоятельными россиянами для перелетов в Европу, следует из опубликованного в понедельник заявления Совета ЕС.
Отныне под запрет попадают все самолеты, выполняющие рейсы вне расписания, если лицо российского происхождения, гражданин РФ или компания могут «де-факто определять место или время взлета и посадки». Сюда относятся в том числе «перелеты в места отдыха» или на «деловые встречи», подчеркивает Совет ЕС. Кроме того, операторы отныне обязаны предоставлять «любую информацию» о рейсах вне расписания, включая данные о владельцах воздушного судна и пассажирах.
Кроме того, под новые европейские санкции впервые попали танкеры «теневого флота», который Кремль собирал, чтобы возить нефть в обход введенных Западом ограничений.
Отныне 27 судам, среди которых 19 танкеров, а также плавучие установки для регазификации сжиженного газа, будет запрещен доступ в порты ЕС и предоставление услуг европейскими компаниями. Помимо судов для перевозки нефти, под санкции попали суда, перевозившие военную технику. В их число входят четыре контейнеровоза — «Майя 1», «Ангара», «Мария» и Lady R, которые с прошлой осени доставляли снаряды и ракеты из Северной Кореи в два российских дальневосточных порта.
Теневой флот Владимира Путина используется для обхода «потолка цен» на российскую нефть и нефтепродукты, а также вовлечен в мошеннические схемы судоходства, которые «полностью игнорируют международные стандарты», отмечает Совет ЕС.
По оценкам Центра исследования энергетики и чистого воздуха (CREA), в мае 60% вывезенных из России нефти и нефтепродуктов доставлялись танкерами теневого флота, не соблюдающими ценовой потолок и не имеющими западных страховок. Их страхового покрытия, вероятно, будет недостаточно, чтобы компенсировать расходы в результате катастрофы или разлива нефти — они в этом случае лягут в основном на европейские страны, мимо берегов которых проходит значительная часть маршрута из портов на Балтике и в Черном море, указывает CREA.
В случае с сырой нефтью к теневому флоту относились 213 из 286 танкеров, работавших в мае на российских маршрутах (74%). Средний возраст этих судов теневого флота составил 17 лет, при этом 25% из них работают уже 20 лет и более, а один ходит по морям 37 лет.
Эти танкеры создают экологическую угрозу и превратились в «международную проблему», заявил на прошлой неделе глава МИД Дании Ларс Локке Расмуссен. По его словам, датские власти обсуждает возможность по ограничению движения «теневых» танкеров по Балтийскому морю. Соответствующие переговоры Дания ведет со странами — членами ЕС, сообщил Расмуссен.