Власти Дании готовят меры против «теневого флота» из сотен танкеров, которые Кремль собрал, чтобы возить нефть в обход западных санкций.
Страна, контролирующая ключевые проливы, через которые на мировой рынок попадает каждый третий баррель российского нефтяного экспорта, обсуждает возможность ограничить движение «теневых» танкеров по Балтийскому морю, сообщил в понедельник глава датского МИД Ларс Локке Расмуссен.
«Существует широкий консенсус, что теневой флот является международной проблемой, которой требуется международное решение», — заявил Расмуссен. Танкеры, которые возят российские баррели, по мнению властей Дании, создают экологическую угрозу: как правило, это старые, списанные на металлолом суда возрастом около 20 лет, которые, к тому же, не имеют международной страховки, в том числе от разлива нефти.
Дания ведет переговоры с другими странами региона Балтийского моря, а также государствами-членами ЕС, сообщил Расмуссен. «Важно, чтобы любые новые меры можно было применить на практике и чтобы они соответствовали международному праву», — цитирует министра Reuters.
Два порта на берегу Финского залива в Ленинградской области — в Усть-Луге и Приморске — в среднем еженедельно загружают для отправки за рубеж 13-16 танкеров. Через них, по данным Kpler, осуществляется три четверти экспорта нефти сорта Urals — основной марки российских нефтяников.
Почти вся эта нефть перевозится «теневым флотом», признала в апреле Международная группа клубов страхования ответственности судовладельцев (International Group of P&I Clubs). По оценке страховщиков, в «тень» ушли около 800 танкеров, которые ранее страховались у западных компаний. В результате ни страховщики, ни государства не могут проконтролировать выполнение санкций, в том числе «ценового потолка», который запрещает продавать нефть из России дороже $60 за баррель.
С октября 2023 года США начали вводить санкции против «теневых» танкеров, включив в «черные списки» почти 40 судов. В рамках этой кампании под санкции попал 21 танкер «Совкомфлота», а в феврале 2024 г. — и сама компания, до войны владевшая крупнейшим в мире флотом небольших танкеров (класса Aframax).
Кремль ответил попыткой «спрятать» суда в Африке, перерегистрируя их в Габоне. Новую «прописку» получили не менее 50 танкеров «Совкомфлота», прежде ходивших под флагом Либерии, рассказали The Wall Street Journal знакомые с ситуацией источники. По их словам, сейчас в Габоне зарегистрировано более 100 танкеров — в 6 раз больше, чем до начала войны, и две трети из них имеют непрозрачных владельцев.
«Теневой флот» состоит практически исключительно из танкеров-пенсионеров. По данным Kpler и P&I International Group, прошедшей зимой на танкеры в возрасте от 15 до 20 лет (и без западных страховок) пришлось почти 58% российского нефтяного экспорта по Балтийскому морю (58 млн баррелей). Еще более старые суда вывезли 14,8 млн баррелей.
В планах ограничить движение танкеров по Балтике участвует Великобритания, говорила в конце мая министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен. «Мы рассматриваем несколько способов усложнить жизнь не только этим судам, но и тем странам, под чьими флагами они работают», — предупредила она.
По словам Валтонен, хотя международное право (прежде всего Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) обеспечивает свободу судоходства, эти законы «были написаны для совершенно другого мира». «Мы будем использовать международные организации, а также посмотрим, насколько международное морское право позволяет нам эффективно запрещать такие перевозки», — сказала министр.
Гипотетическое закрытие Балтийского моря для российской нефти станет шоком для российской экономики и бюджета, который на треть наполняется налогами на “черное золото”. Альтернативных путей для вывоза за границу таких объемов нефти у России практически нет, считает Сергей Вакуленко, исследователь Берлинского центра по изучению России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир.
У экспортных терминалов на Баренцевом море ограниченные мощности, а нефть до них можно доставить только по железной дороге, транспортные же пути в Китай и на Дальний Восток полностью забиты, отправлять по ним дополнительную нефть невозможно, указывает Вакуленко.